Posted 11 сентября 2023, 13:45

Published 11 сентября 2023, 13:45

Modified 12 сентября 2023, 06:40

Updated 12 сентября 2023, 06:40

Блокчейн добрался до искусства: «Интеррос», Atomyze и Эрмитаж наладили выпуск NFT

11 сентября 2023, 13:45
Пилотный проект по выпуску цифровых финансовых активов на предметы искусства презентовали в этот понедельник, 11 сентября, в рамках Восточного экономического форума в Приморье.

Проект, подразумевающий выпуск отечественного аналога NFT-токена на произведения искусства, реализовала одна из крупнейших частных инвесткомпаний России «Интеррос» во взаимодействии с Государственным Эрмитажем и платформой Atomyze.

На площадке ВЭФ инвесткомпания «Интеррос», как и в прошлом году, развернула работу собственной Гостиной с отдельной деловой программой. Активный интерес, в том числе, в среде искусствоведов, вызвал презентованный здесь проект «Цифровое искусство». Выпуск NFT в России реализовали впервые без иностранных участников — криптобирж и блокчейн-платформ. Размещением и оборотом созданных ЦФА займется отечественная токенизационная платформа Atomyze.

Участники проекта, приобретатели токенов будут проходить идентификацию на ресурсах Росбанка, что даст им гарантию защиты, как с юридической так и с финансовой стороны. Покупатели токенов, ставшие правообладателями оцифрованных продуктов, получат членство в «Клубе цифровых меценатов» при Государственном Эрмитаже.

На начальном этапе на платформе Atomyze налажен выпуск NFT-токенов на несколько фресок школы Рафаэля из собрания Государственного Эрмитажа — «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу» (XVI век). Уникальность «Цифрового искусства» в том, что дореставрационный облик картин сохранится исключительно у обладателей токенов. Блокчейн-технология позволила «записать» весь процесс до и после реставрации произведений искусства. Работы начались в 2017 году. Реставраторы трудились с большим вдохновением, воспринимая возможность прикоснуться к таким произведениям искусства, как большой подарок судьбы.

Проект высоко оценили искусствоведы.

«Реставрационная наука только кажется очень консервативной», — прокомментировал завкафедрой Истории искусства и гуманитарных наук МГХПА имени С. Г. Строганова, член-корреспондент Российской Академии Художеств Кирилл Гаврилин. «На самом деле, реставрационная наука и профессиональная реставрация уже давно используют новейшие технологии», — опроверг он стереотип о «реставраторе со скальпелем и с кисточкой».

Кирилл Гаврилин отметил, что новейшие технологии привлекают к истории искусства и, в частности, к музейным коллекциям, «очень широкую аудиторию из разных стран, в том числе молодую аудиторию», по сути дела, воспитывая новое поколение.

«Полноценная реставрация таких значительных произведений искусства — это очень дорогостоящее предприятие. Иногда реставрация шедевров длится годами. И дело не в расторопности специалистов, дело в бюджетах. Потому что гигантские бюджеты уходят на исследовательские работы, в том числе с применением цифровых технологий. Гигантские бюджеты уходят на редкие аутентичные материалы, на производственные работы в реставрационной сфере. Все крупные реставрационные проекты в международном формате как правило поддерживаются крупным бизнесом, и мы очень рады, что в России появляются такие примеры, как сотрудничество Интерроса и Эрмитажа» — добавил Гаврилин.

Конечно же, благодаря NFT-технологиям музеи пытаются решить сразу несколько задач. Во-первых, повысить свои доходы, во-вторых, расширить аудиторию. Особенно музеи заинтересованы в расширении молодой аудитории, в русле политики десакрализации музея, который должен резко расширить свои границы и стать более доступной и менее элитарной институцией.

«Цифровые финансовые активы добрались и до искусства», — констатировал гендиректор «Интерроса» Сергей Батехин. Одна из задач проекта, по его словам, привлечь внимание к такой сфере искусства как реставрация.

«Токен как уникальная технология позволяет запечатлеть предмет искусства в том виде, в котором он был до реставрации… То есть это попытка в цифровой форме создать уникальный образ, который в реальной жизни уже не существует», — пояснил Сергей Батехин.

Собранные в рамках проекта «Цифровое искусство» средства пойдут на реставрацию других произведений из коллекции Эрмитажа. Таким образом, приобретатели токенов помогут сохранению культурного наследия. Ожидается, что в будущем к проекту присоединятся и другие российские музеи.

«Рынок ЦФА — один из самых молодых в России, но уже сейчас есть динамика, все больше операторов информационных систем добавляют в реестр. И вместе с этим растет поле применения ЦФА — от цифровых квадратных метров до корпоративных программ, как наша для „Норникеля“. Проникновение ЦФА в сферу культуры и искусства было лишь вопросом времени. Не сомневаюсь, что токены на предметы искусства имеют такой же большой потенциал, как ЦФА на долговые обязательства или металлы. Такие токены могут открыть новый рынок как для авторов произведений искусства, так и для его истинных ценителей. Главное здесь — обеспечить полную гарантию прозрачности и удобства, а в этом смысле блокчейн незаменим», — подчеркнул Максим Трофимов, генеральный директор компании «Цифровые активы».
Подпишитесь