Российские эксперты еще 5 лет назад назвали главную причину технологического отставания России от развитых государств мира, и в том, числе от государств- членов Организации экономического сотрудничества, на которую приходится около 60% мирового ВВП. Как известно, Россия подавал заявку на участие в этой организации, но ей было отказано. И, вероятно, неспроста, поскольку в нашей стране происходит весьма заметное замедление человеческого развития.
Публицист Павел Пряников внимательно изучил «Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации», опубликованный Аналитическим центром при правительстве РФ в 2018 году, в котором обобщены результаты масштабного исследования, и привел несколько поразительных фактов оттуда.
К примеру, ученые выяснили, что взрослые россияне слабо владеют компетенцией решения задач в технологически насыщенной среде.
В частности, 33,6% участников исследования не умеют пользоваться клавиатурой и мышью. Для сравнения: в странах ОЭСР таких лишь 19,5%».
Более того, в России оказалась самая высокая, по сравнению со странами ОЭСР, доля респондентов, имеющих низкий уровень грамотности, но занятых высококвалифицированным трудом — 38,7%. К примеру, в Германии этот показатель составляет лишь 10,6%, а в среднем по странам ОЭСР — 15,9%. Рабочие места, требующие высокой квалификации, в России занимают 51,8% респондентов с высокими баллами в тесте PIAAC, тогда как в Германии этот показатель составляет 80,1%, а в среднем по странам ОЭСР — 75,8%.
Таким образом, в России связь квалификационного уровня работы, которую выполняет человек, с уровнем владения ключевыми компетенциями слабее, чем в странах ОЭСР.
Но есть в этом докладе и куда более пугающие цифры, они касаются молодежи, которая в нашей стране по своим рабочим компетенциям уступает людям среднего возраста.
Такого в развитых странах нет. На смену «выпускникам советских школы и вузов» идёт слабое в знаниях поколение:
«В большинстве стран ОЭСР молодёжь (16-25 лет) демонстрирует более высокий уровень владения ключевыми компетенциями, чем население в целом. Для всех стран ОЭСР характерна одна и та же картина: уровень владения ключевыми компетенциями достигает максимума к 35 годам, а потом медленно снижается. Российская Федерация — редкое исключение из этого правила. В России самый высокий уровень владения ключевыми компетенциями продемонстрировали респонденты в возрасте 45-49 лет. Особого внимания заслуживает тот факт, что и компетенцией решения задач в технологически насыщенной среде лица этого возраста владеют лучше молодёжи».
В связи с этими данными, Пряников приводит впечатляющий пример того, как за какие-то четверть века деградировало в России школьное образование. Об этом свидетельствуют наблюдения, сделанные учителем Игорем Гусевым, который преподавал историю в школе в конце 1980-х, затем школу покинул, и через 25 лет вернулся. В середине 2010-х годов Гусев застал такую картину:
— Современные дети очень быстро устают, теряют внимание и концентрацию. Я ещё помню уроки по 45 минут. Но сегодня они длятся 40, и даже этого получается много! Современный ученик уже через 20 минут практически неработоспособен, он уже не в состоянии следить за речью учителя. Проявляется немотивированная гиперактивность: сам вертится, ёрзает, руки бегают по парте, ребёнок бессмысленно перекладывает карандаши-ручки-линейки с места на место. Вдруг в разгар урока поднимает сумку и начинает шумно копаться в ней, после чего снова ставит её на место. Интересуюсь: «Саша, что ты искал?». Смущённо улыбается, краснеет, пожимает плечами… Он и сам не знает. Таких «Саш» — полкласса.
— Дети не читают, т. е. совершенно! Вообще! Уже общее правило современной школы: если ученик хорошо и бойко отвечает, если учится успешно, значит — читающий ребёнок. Увы, но таких прискорбно мало.
— У современных детей крайне низкая мотивация к успешной учёбе. Они вообще не понимают, зачем им нужно учиться хорошо? Столкнувшись с этим удивительным явлением, я поставил эксперимент: выложил на парты учебники, задал несколько вопросов и велел ученикам просто найти и написать из учебников готовые ответы. В прежние годы мне подобная профанация учебного процесса и в страшном сне бы не приснилась.
Эксперимент дал поразительные результаты. Многие ученики НЕ НАШЛИ ответов в указанном мною параграфе. Для них оказалось непосильной работой прочитать текст и выписать готовые ответы! Многие и не пытались этого делать. Их даже не соблазняла хорошая оценка. За десять минут до конца урока мне сдавались листочки с несколькими случайно подобранными фразами, их же владельцы в ожидании звонка просто сидели, украдкой под партами играя на мобильных телефонах.
Я пытался исследовать этот феномен. Складывается впечатление, что у многих детей прочно укоренился стереотип, что всё в жизни к ним как-то придёт и сложится само-собой.
— Дети удручающе прагматичны. Они мало чем интересуются, кроме того, что относится к их «личному потреблению».
Я вообще был приучен к вниманию моих учеников, привык, что после урока возле учительского стола обязательно собирается стайка любознательных чудаков, засыпающих меня вопросами, доказывающих своё, особое мнение. Сегодня это невозможно. Сразу после звонка, все дружно хватают мобильники и играя на ходу в мобильнике, вылетают в коридор.