Екатерина Максимова
По итогам саммита G20 глава МИД Сергей Лавров провел прямой эфир, который 10 сентября транслировался в социальных сетях. В прямом эфире Лавров ответил на вопрос, связанный с доходами российских экспортеров нефти.
Глава МИД признал, что в Индии «скопилось очень много миллиардов рупий», которые невозможно конвертировать и которые, подчеркнул Лавров, пока не находят своего применения.
«Наши индийские партнеры заверили, что предложат перспективные области, куда их можно инвестировать», — заявил Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам саммита G20.
Экономист, профессор Игорь Липсиц так прокомментировал итоги переговоров по нефтяным «фантикам»:
«То есть продали нефть со скидками, а даже то, что получили — вывести нельзя и можно только вложить в ту же экономику Индии, чтобы получать дивиденды в тех же малополезных рупиях. Дивный бизнес! Я в восхищении!».
Сколько денег России придется инвестировать в Индию, Лавров не уточнил. Ранее Reuters, оценивая рекордные поставки российской нефти в Индию, заявлял, что в индийских банках у российских экспортеров застряли порядка 39 млрд долларов, то есть свыше 3,5 трлн рублей.
И только за первую половину 2023 года поставки российской нефти в Индию выросли в 11 раз.
За минувший торговый год (в Индии он длится с 1 апреля по 31 марта) товарооборот между Россией и Индией оказался рекордным. И если еще в 2021 году РФ занимала 20-е место в списке торговых партнеров Индии, то теперь «перелетела» в первую пятерку.
За год товарооборот между странами вырос с 9,8 млрд долларов до 39,9 млрд долларов, свидетельствуют данные Минпромторга Индии. При этом Россия продала Индии товаров (преимущественно — энергоносители) на 37,3 млрд долларов, а приобрела на сущие копейки — 2,5 миллиарда долларов. Дисбаланс катастрофический. До западных санкций индийцы рассчитывались с Россией долларами, а теперь — своей нацвалютой.
До СВО Россия отправляла через океан минеральные продукты, драгоценности, оборудование, каучук и бумагу. Импорт из Индии держался на фармацевтической продукции (около 500 млн долларов). В РФ помимо лекарств везли также электротехническую продукцию и машины, оборудование, чай, кофе, пряности, текстиль.
«Новые Известия» неоднократно возвращались к этой теме: прямо конвертировать рупии в доллары невозможно, так как рупий заблокирован местным регулированием.
Но на национальную валюту Индии Россия может закупать товары. Ровно также, как когда-то Советский союз закупал у индийцев благовония, шампуни, одежду и домашний текстиль.
Воспоминаниями об этом периоде с «Новыми Известиями» делился первый министр экономики новой России, доктор экономических наук, профессор Андрей Нечаев. Именно он в 1993 году занимался в правительстве РФ «индийским долгом».
«Это был советский долг, который мы переоформили на Россию. Тогда договорились, что долг будет гаситься поставками индийских товаров в РФ. И 30 лет назад сидели большие команды экспертов-внешторговцев, которые искали, что в Индии можно в счет этого долга купить», — уточнял экс-министр.
По его мнению, сейчас, видимо, тоже самое предстоит сделать Минфину или Минэкономики.
Директор Банковского Института НИУ ВШЭ Василий Солодков напоминал, что на индийском долге в конце восьмидесятых годов прошлого века погорел Внешэкономбанк.
«К сожалению, этот урок оказался невыученным. Опять сформировался запас индийских рупий, которые невозможно потратить в самой Индии», — комментировал «Новым Известиям» Солодков.
Один из вариантов для нефтеэкспортеров, которые пока фактически дарят нефть Индии, искать третьих лиц, которые как-то могут использовать рупии.
«Представьте, что вы экспортер, у которого в Индии скопилась огромная сумма выручки. Чтобы третьи лица эти рупии у вас купили, нужны будут дисконты. Поэтому вы сначала продаете нефть, а она уже продается с дисконтом, а дальше продаете кому-то с дисконтом свою выручку», — пояснил Василий Солодков.