Posted 10 сентября 2023, 11:53

Published 10 сентября 2023, 11:53

Modified 10 сентября 2023, 14:24

Updated 10 сентября 2023, 14:24

Аукнулись экономия и санкции: «Луна-25» упала из-за нехватки денег

10 сентября 2023, 11:53
Эксперты выясняют причины крушения российской автоматической станции «Луна-25».

Как известно, амбициозный российский проект «Луна-25» потерпел полную неудачу. Напомним, что 11 августа ракета-носитель «Союз-2.1б» с автоматической станцией «Луна-25» стартовала с космодрома Восточный, а 16 августа сама станция вышла на окололунную орбиту. По плану, 19 августа была предусмотрена выдача импульса для формирования ее предпосадочной эллиптической орбиты. Однако в этот день связь с «Луной-25» прервалась, а позже стало известно, что она врезалась в Луну и прекратила свое существование. Для расследования причин этой неудачи была создана Межведомственная комиссия, которая провела заседание в четверг 7 августа. Основной причиной крушения «Луны-25», по словам генерального директора «Роскосмоса» Юрия Борисова, стала нештатная работа двигательной установки: в ходе коррекции орбиты: она проработала 127 секунд вместо запланированных 84, сообщил ТАСС.

Экономили на всем — на топливе, приборах, маневрах…

При этом, глава космического ведомства подчеркнул, что незавершенная миссия «Луны-25» не ставит «на стоп» перспективы освоения Луны, и что российские конструкторы и ученые «горят идеей продолжения лунного проекта».

Аналитики канала «Юра, прости!» расшифровали некоторые из выводов комиссии, чтобы читатели смогли понять суть происходящего. Общее впечатление у них сложилось такое.

«Все были сфокусированы на этапе непосредственной посадки на поверхность, до которого дело так и не дошло: выбивали гранты, писали диссертации именно по этой теме мягкой посадки. Вопросам как добраться до этапа посадки должного внимания не уделяли — решили, что оно как-нибудь само образуется, и „лавка“ что-нибудь придумает — ведь всё-таки мы — страна, в которой жил Гагарин. При этом баллистика полёта на южный полюс Луны крайне сложная — нужно разворачивать орбиту вблизи твёрдого тела, что никто из ныне живущих не делал.

Из-за нехватки денег, «Луну-25» пускали на носителе «Союз», который для этой миссии слабоват. Советские станции пускали на «Протоне» тяжёлого класса, производство которых прекращено в 2019 году (виноваты лихие 90е). Предыдущий, хотя и тоже провальный аппарат к Фобосу запускали на украинской ракете «Зенит» среднего класса.

Из-за слабой ракеты шла жёсткая экономия массы на всём — на топливе, на приборах, на системе управления, на баллистических манёврах, на пусковом окне Эта экономия и аукнулась позже.

Все сразу пошло не так

Была нормальная, проверенная временем инерциальная платформа, но тяжёлая и поставить её на «Луну-25» не хватало возможностей носителя. Приходилось экономить массу, с выкрутасами бесплатформенной инерциальной навигационной системы, по которой опыта было мало.

Выжимали буквально граммы, чтобы оставить побольше топлива и увеличить время зависания во время этапа непосредственной посадки на поверхность.

Из-за санкций часть приборов сняли — станция полегчала — это хорошо, но пришлось заменить на импортозамещённую ЭКБ отечественного производства — станция потяжелела — это плохо.

Таким образом, в нехватке нормального носителя для «Луны-25» и дефиците топлива виноваты лихие 90-е, Ельцин-алкоголик, украинцы и санкции.

Всё пошло не так сразу же после отделения от РБ Фрегат и начала работы системы управления самой станции.

Уже 12 августа импульс первой коррекции прошёл нештатно, аппарат закрутило, «Луну-25» еле поймали.

Учёные не виноваты, виноваты инженеры

Оказывается, двигательные импульсы Лавка всегда подаёт с превышением — с запасом на низкое качество изготовления двигательной системы и магистралей: коррозию, наддув, замерзание — они всегда так делали. В случае свободно летающих аппаратов — Фрегат, Спектр, Радиоастрон — это прокатывало, ведь опасности столкновения с небесным телом не было.

В случае Луны, если фактический импульс отличается на десятки процентов, а для успешной посадки на поверхность, отклонение не должно превышать 7%, то на станции можно сразу ставить крест. То, что вышли на окололунную орбиту — это результат удачного стечения обстоятельств, лотерея.

Представьте: вы болтаетесь на орбите Луны, манёвры прописаны жёстко, но система управления работает нештатно.

  • Плавно изменить орбиту малыми импульсами — не хватает запаса топлива
  • Слишком большой импульс — аппарат врезается в поверхность, провал миссии
  • Слишком малый импульс — незамкнутая орбита, оставшегося топлива хватает только на трёхимпульсный возврат на круговую орбиту, нехватка топлива на посадку, диссертации о посадке написаны зря, провал миссии.

Ваши действия?

Фактически, «Луна-25» потерпела аварию из-за нештатной работы системы управления уже 12 августа, хотя физически разрушилась неделю спустя — это уже детали.

На заседании 7 сентября, пишут аналитики канала, доложили следующее:

  • Ошибка глупая, источник найден, на стенде воспроизводится;
  • Импортозамещённый БИУС-Л не виноват;
  • Учёные не виноваты;
  • Во всём виноваты инженеры «НПО им. Лавочкина».

А в это время Индия уже летит к Солнцу

Между тем, как уже сообщали «Новые Известия», подобный же индийский лунный проект в те же дни завершился полным успехом. 23 августа индийская станция «Чандраян-3», запущенная 14 июля, благополучно села на поверхность Луны, а космическое агентство Индии опубликовало фотографии Луны, полученные со спускаемого модуля «Викрам».

24 августа сообщалось, что луноход «Прагьян» сошел с «Чандраян-3» и выполнил первые шаги по поверхности спутника Земли.

Следом же, 2 сентября стартовал еще более амбициозный индийский проект — первая автоматическая станция этой страны по изучению Солнца Aditya-L1. была выведена на орбиту Земли 2 сентября. После завершения вращения по геоцентрической орбите аппарат отправится в район точки Лагранжа L1 системы Солнце — Земля, которая расположена примерно в 1,5 млн км от Земли. Весь путь займет около четырех месяцев. В конечной точке станция сможет находиться неподвижно относительно Земли и Солнца и беспрепятственно наблюдать за светилом, фиксируя солнечное излучение. Aditya-L1 станет миссией по изучению Солнца, по процессам в ее короне.

Подпишитесь