Борис Альтшулер, правозащитник
Эта программная заметка основана на многолетнем опыте РОО «Право ребенка», когда мы столкнулись с трагической неразрешимостью проблем бедности и жилья семей с детьми, включая многодетные семьи. Во многих конкретных случаях семейного SOS нам удавалось помочь, пробить эту сте5ну, но все предложения по системным реформам, по решению этих проблем в масштабах страны оказались тщетны по одной единственной причине, которой и посвящена данная заметка.
Метастазы российской экономики и российской государственности — первопричина катастрофического разрыва между доходами миллионов семей (включая работающих бюджетников, а особенно семьи с детьми) и монопольно «накрученной» стоимостью «корзины выживания» (продукты и товары первой необходимости, жилье и т. п.).
ФАС России, во исполнение «Перечня поручений Президента Российской Федерации по осуществлению первоочередных мер, направленных на выявление и пресечение деятельности картелей» от 05.08.2017 г., разработала пакет законопроектов, включающий, в частности, изменения в федеральные законы «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ и «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ, а также в УК РФ и УПК РФ, в том числе изменения в УПК РФ, расширяющие подследственность по ст. 178 УК РФ («Ограничение конкуренции»), наделяющие полномочиями расследовать преступления по данной статье не только МВД России, но также Следственный комитет РФ и ФСБ России. См. «Пакетный удар по картелям».
В 2018 г. Правительство РФ внесло в Госдуму эти важнейшие антимонопольные законопроекты. Однако, депутатское большинство вот уже пять лет держит этот пакет «под сукном», а Игорь Артемьев был в ноябре 2020 г. снят с должности руководителя ФАС России. Всемогущее и сверхбогатое картельно-монопольное лобби — это не шутка. Монополизм — порок экономики, посягающий в том числе на две первичные потребности человека: жилье и еда.
О жилье
В результате сговора строительных монополистов с госорганами (со всеми признаками ОПГ и ОПС — см. эпиграф) в России в последние 20 лет полностью прекращено строительство социального жилья, осталась только коммерческая ипотека, недоступная для граждан с низкими доходами. Отсюда — пожизненные жилищные очередники (2,4 млн.), неуклонно растущий фонд аварийного жилья, невыполняемые государственные обязательства по предоставлению жилья льготным категориям граждан (лицам из числа детей-сирот, инвалидам… — см. доклады Счетной Палаты РФ и Генпрокуратуры РФ). Жилье более трети населения России не отвечает минимальным требованиям самого низкого стандарта (согласно исследованию Института социально-экономических проблем народонаселения при Социологическом институте РАН).
О еде
По данным Росстата за последние 15 лет количество продовольственных рынков России сократилось в 6 (шесть!!!) раз, и только 15% продукции крестьянских хозяйств (а это почти половина производимой в РФ продукции сельского хозяйства) попадает к конечному потребителю. То есть дешевых продуктов в стране достаточно, а дети в бедных семьях хронически недоедают. Зато в прямом выигрыше монопольные торговые сети, беспощадные к сбивающим цену товара конкурентам.
Тотальный монополизм является причиной экономической депрессивности большинства территорий России: есть земля, но гигантские потенциально урожайные площади зарастают бурьяном и борщевиком, есть трудовые ресурсы, но миллионы граждан вынуждены надолго покидать семью и дом, занимаясь отходничеством, то есть зарабатывая на жизнь в городах миллионниках и сырьевых зонах. Как говорят в народе, «все деньги в Москве».
Диктатом монополий объясняется и угнетенность социально значимого малого и среднего предпринимательства (МСП), являющегося, как известно, эффективным средством преодоления бедности по принципу «дать не рыбу, а удочку». Для сравнения: в США и ряде стран Европы, а также, что удивительно, в Турции, доля занятого в МСП трудоспособного населения составляет до 60%, тогда как в России эта доля всего лишь 19%.
Уверен, что Россия может быть процветающей страной, устойчивым демократическим государством, живущим в мире со своими соседями.
Это убеждение основано на основополагающих установках Конституции Российской Федерации о верховенстве прав и свобод человека (Статье 2 и Глава 2), о стабильном треножнике государственной власти (с тремя независимыми опорами — исполнительной, законодательной и судебной ветвями), о самостоятельности местного самоуправления («Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти», Статья 12). Что в свою очередь является гарантией международной безопасности и мирного развития нашей страны, а также гарантией обеспечения «достойной жизни и свободного развития человека» (Часть 1 Статьи 7 Конституции РФ).
Названные конституционные приоритеты должны быть основой программы любого кандидата в депутаты, которому не безразлична судьба нашей страны и благополучие граждан России.
Сегодня Российская Федерация больна тремя видами монополизма:
— монополизм экономический, о котором подробно сказано выше;
— монополизм государственной власти, когда вместо стабильного конституционного треножника одна ножка исполнительной власти с неустойчивой опорой на заостренный конец — на одного человека;
— монополизм в правоохранительной и судебной сфере, когда суды полностью подчинены следствию и исполнительной власти.
Эти три вида монополизма спаяны друг с другом (см. эпиграф), такое единообразие порождает коррупцию и массовую нищету, более того, оно угрожает национальной безопасности и даже самому существованию России.