Расчёты исследовательской группы «Петромаркет» показывают, что в начале сентября каждый проданный литр бензина приносил АЗС убытки на 3 рубля, а каждый литр дизельного топлива — 2 рубля.
Бизнесу заправщиков не позавидуешь: биржевые цены на бензин АИ-92 выросли с 33142 рублей за тонну в начале января 2023 года до нынешних 66220 рублей. Двукратный рост! Повышение цен на бензин связано с его нехваткой: НПЗ год за годом продляют модернизацию и уходят в простой на время ремонта, а экспорт оказывается очень привлекательным из-за дешёвого рубля. Но в рознице, по данным мониторинга «Петрол Плюс», бензин подорожал на 7,6%. Аналогичная ситуация и по бензину АИ-95. Дизель же на бирже вырос на 42%, в рознице — на 3,9%. Заниматься таким убыточным бизнесом просто нет смысла.
Не удивительно, что в Самарской, Саратовской, Ростовской, Волгоградской, Астраханской, Новосибирской и Рязанской областях, Крыму, Краснодарском и Ставропольском краях и Калмыкии возник дефицит топлива (уже даже Минсельхоз бьёт тревогу), а цены улетают в космос. Однако ситуация, когда продажи бензина приносят убытки случается уже не в первый раз.
Агентство «Аналитика товарных рынков» ещё в декабре 2017 года предупреждало, что во многих регионах АЗС стали продавать топливо с потерей в среднем 4 рубля на каждый литр. Причины всё те же: подорожавшее на бирже топливо и растущие расходы. В сентябре 2021 года АЗС уже предупреждали о волне банкротств из-за постоянных убытков. В минус продавала топливо даже такая крупная сеть, как Shell. Но есть два важных нюанса.
Во-первых, АЗС зарабатывают не только на бензине, но на продаже сопутствующих товаров. Уже в 2020 году, когда продажи бензина не приносили убытков, доля нетопливных доходов у некоторых заправок превышала 40%. Сейчас продажа фастфуда, продуктов питания и других товаров становится спасением для АЗС. А топливо переходит в разряд товаров для привлечения людей.
Во-вторых, на убытки жалуются независимые АЗС, которые вынуждены покупать топливо у НПЗ, принадлежащих крупным нефтяным компаниям. Вертикально-интегрированные компании (ВИНК), которые сами добывают нефть, сами её перерабатывают и сами же продают топливо, на убытки не жалуются. У них совсем другая модель бизнеса. Несмотря на все санкции, проблемы с экспортом, высокие биржевые цены, ВИНКИ («Роснефть», «Лукойл», «Татнефть», «Газпром нефть») показывают рекордную прибыль. Прошлый рекорд полугодовой чистой прибыли был зафиксирован во втором полугодии 2021 года — тогда они заработали 1,59 трлн рублей. А в первом полугодии 2023 года их чистая прибыль выросла на 14,5% и составила 1,82 трлн рублей. И это на фоне снижения выручки на 20%. Такому улучшению маржинальности кто угодно позавидует!
Уход с рынка независимых АЗС, которые не смогли адаптироваться к новым условиям и не превратились в магазины и кафе с небольшой добавкой бензина, вполне вероятен. Но на их место придут другие — ВИНКи. Если есть спрос, то будет и предложение. Они и так уже занимают лидирующее положение на рынке (порядка 75% топлива продаётся на заправках ВИНКов): «Татнефть» преобладает на средней Волге, «Башнефть» — в Предуралье, «Сургутнефтегаз» доминирует на северо-западе, «Газпром нефть» — в Западной Сибири, «Роснефть» — в Восточной Сибири.
Бензин на заправках появится — Минэнерго уже внесло в правительство законопроект, разрешающий экспорт нефтепродуктов только НПЗ. По идее эта мера должна сократить экспорт топлива и стабилизировать ситуацию на внутреннем рынке. Но конкуренции со стороны независимых АЗС после таких потрясений станет меньше, а это значит, что крупным ВИНКам станет ещё проще диктовать свои условия и повышать розничные цены. Бензин будет. Но дорогой.