Министр промышленности Денис Мантуров объявил, что уже завтра, 8 сентября, отечественные компании вновь смогут приобретать автомобили в лизинг по льготным госпрограммам. Льготный лизинг был запущен в 2022 году как мера поддержки автопрома и бизнеса. При взятии в лизинг (лизинг — это долгосрочная аренда с правом выкупа автомобиля по остаточной стоимости) обычного автомобиля государство сразу оплачивает 10% от стоимости машины, в случае приобретения электромобиля — 35%.
На 2023 год государство выделяло на эти цели 2 млрд рублей, но все они уже потрачены. Без господдержки покупателям обходиться тяжело: из-за санкций и рухнувшего курса рубля машины в России за последние 2 года подорожали примерно в 2 раза. По оценке «Автостата», в августе 2021 года средняя цена нового автомобиля составляла 2,14 млн рублей. А ведь тогда в России продавались очень дороге автомобили премиум-брендов: Mercedes, BMW, Porsche, Bentley и другие. Сейчас же, по оценке портала «Авто.ру», новые машины стоят в среднем 3,9 млн рублей, а подержанные в возрасте до 15 лет — 2 млн рублей.
Но теперь Минпромторг выделяет до конца года ещё 7,8 млрд рублей. То есть можно предположить, что за оставшиеся 4 месяца 2023 года предприниматели получат почти в 4 раза больше автомобилей, чем за предыдущие 8 месяцев. Ожидается, что этой суммы хватит на 15 тыс. новых машин.
Первыми выгодоприобретателями станут лизинговые компании: госпрограммы непременно подстегнут спрос на их услуги. В 2021 году, по оценке рейтингового агентства «Эксперт», по объёмам парка автомобилей лидировали «Мейджор Лизинг» Павла Абросимова, Александра Никитина и Михаила Бахтиарова, «Авто Партнерс», принадлежащий «Кредит Европа Банку» турецкого миллиардера Хюсню Озегин, «ВТБ Лизинг» под контролем банка ВТБ Андрея Костина, «МС Интермарк Авто» (в 2019 году вошла в состав японской Mitsubishi) и «Билантлия», с начала августа 2023 года принадлежащая группе «Инсайт» Авета Миракяна.
Также свой кусок пирога получат автопроизводители. В среднем субсидия составит 520 тыс. рублей на каждый автомобиль. В основном на каждый китайский автомобиль.
Продление программы автолизинга приурочена к запуску производства в Ульяновске на заводе группы «Соллерс» небольших городских грузовиков Sollers Argo, который является лицензионным китайским JAC X200 с новым шильдиком. Сейчас локализация заключается в сварке и окраске кабин, финальной сборке грузовика и установке некоторых отечественных компонентов — таких, как шины. Сегодня с учётом стоимости рабочей силы на российских заводах уровень локализации Sollers составляет порядка 30%.
В следующем году должны быть локализованы двигатель и коробка передач для грузовиков «Соллерс». Формально это означает, что уровень локализации достигнет 70%. Однако и эти важные детали состоят из китайских компонентов. Для коробки передач в России будут только отливать и проводить механическую обработку картера.
И это ещё очень неплохой результат. На днях об успехах локализации отчитался «Москвич»: к началу сентября удалось локализовать блок «ЭРА-ГЛОНАСС», технические жидкости и некоторые аксессуары. В перспективе — сварка и окраска кузова, переход на мелкоузловую. А все ключевые компоненты по-прежнему поставляются и будут поставляться из Китая в готовом виде.
Госпрограммы льготного лизинга или льготных автокредитов в России пользуются спросом и помогают приобретать новые автомобили. Но у них есть один большой минус — они имеют свойство заканчиваться, а решения о продлении или завершении программы носят порой непредсказуемый характер. И тогда люди остаются один на один с очень дорогими автомобилями.