Крупные отечественные типографии и поставщики материалов на фоне запрета на ввоз европейских расходников для книгопечатания посетовали на невозможность импортозамещения в этой отрасли. Об этом пишет РБК со ссылкой на представителей Первой образцовой типографии и «Парето-Принта».
Руководитель отдела маркетинга OktoPrint Service Лариса Данилова тоже обратила внимание на эту проблему. Она заявила, что в России нет своего производства офсетных красок. Сейчас они покупаются на азиатском рынке: в Китае и Южной Корее. Также в РФ отсутствуют собственные офсетные резиново-тканевые полотна.
Несмотря на то, что в стране все есть производство лаков, оно, однако, зависит от импортных концентрата и сырья, а необходимый растворитель D60 не удовлетворяет по качеству запросы типографий.
Директор «Парето-Принта» Павел Арсеньев пояснил, что краски покупаются в Китае и Южной Корее. Специальные нити, необходимый для книгопечатания расходник, тоже приобретается за рубежом. В России они тоже производятся, но проигрывают в качестве. Аналогичная ситуация с проволокой для сшивания брошюр: российские варианты отличаются не очень хорошим хромированием и со временем ржавеют.
В Первой образцовой типографии изданию заявили, что «сложно назвать импортозамещением процесс поиска новых поставщиков вместо европейских». Там указали, что в России «нет достойных образцов красок, пластин и клея», подходящих для работы на установленном оборудовании.
При этом, к досаде книгопечатников, в производстве расходников российские предприятия попросту не заинтересованы.
По мнению Арсеньева, переход с европейских расходников на азиатские неизбежно отразился на стоимости производства книжной продукции — она увеличилась примерно на 15–20%.
Причины: более сложная логистика, увеличение сроков поставки, курс валют, нежелание азиатских партнеров устанавливать «привлекательные» цены.
Говоря о конечной стоимости книг, Арсеньев заметил, что часть издержек типографиям приходится брать на себя, но из-за этого снижается рентабельность бизнеса.
По мнению гендиректора издательской группы «Альпина» Алексея Ильина, до конца этого года рост цен на бумажные книги все же произойдет, причем именно из-за «непрерывного удорожания себестоимости производства».
Например, бумага за год выросла в цене на 20%, а полиграфические услуги — на 25–40%.
Как заявили в пресс-службе Минпромторга, единственный российский производитель офсетных красок, который выпускает их «в небольших объемах на базе бывшего Торжокского завода», — это ООО «Полиграфические краски».
Однако собеседники РБК признают, что техника, установленная на крупных предприятиях, требует определенного состава краски, и печатать книги с использованием продукции указанного завода невозможно.