Елена Петрова
На Кубе раскрыта сеть по торговле людьми, которая вербовала кубинцев для участия в СВО в Украине. Такое заявление опубликовал кубинский МИД.
Сеть располагалась в России. Там привлекали живущих в России кубинцев и даже тех, кто живет на острове, для участия в военных операциях. Однако у Гаваны исторически ясная и твердая позиция против наемничества, и она выступала с несколькими инициативами в ООН против этих действий, заявили в МИДе.
Дипломатическое ведомство неожиданно твердо и публично выступило против попыток привлечь кубинцев на контрактную службу в России. Еще в мае были сообщения о том, что в Рязани контракты заключают не только российские граждане, но и иностранцы. Так, несколько граждан Кубы поехали служить в российскую армию. В Рязани помимо 195 тысяч рублей «президентских», платят единовременное пособие в размере 200 тысяч рублей. И ежемесячно контрактники получают от 204 до 500 тысяч рублей.
Кубинцев привлекали не только деньгами, которые они никогда бы не заработали в Рязани, но и российскими паспортами. Об этом они сами рассказывали журналистам.
Однако вербовщики не ограничиваются Россией. Как стало известно, кубинцев вербуют через объявления в WhatsApp на самом острове Свободы. Схема выглядит так:
Предлагается рабочий контракт для строительства траншей и реконструкции зданий и других строительных работ на Украине. Людям говорят, что они будут работать практически в тылу. Тем, кто согласился, покупают билеты на самолет через туристический аэропорт в Варадеро. В Москве их встречает кубинский офицер и юрист. По сведениям журналистов, будущих контрактников увозят в Рязань. Там они проходят медицинское освидетельствование, подписывают документ без перевода, попадают в кабинет, где выдают российские документы и, ничего не подозревая, отправляются на передовую.
Географическая близость к США воспринимается на острове Свободы все отчетливее. После ухудшения отношений при Трампе при Байдене они восстановились и стабилизировались, поэтому вызывать недовольство большого соседа на Кубе никто не хочет. Историк Алексей Макаркин говорит:
-Кубинский режим не хочет рисковать. С одной стороны, любые шаги навстречу России приведут к ухудшению отношений с Америкой. Америка рядом. Плюс, коммунистическая идеология сохраняется, но стране необходима валюта. Здесь уже реалии жизни в условиях, когда и среди населения уже ушла эмоция, и власть поддерживается по инерции и из страха. Куба в чём-то похожа на поздний СССР, с той лишь разницей, что они удержали политический контроль. У многих есть родственники в Америке. Если раньше родственники в Америке воспринимались как предатели, сейчас это источник поступления валюты в страну. Поэтому что делать? Они не могут идти на конфликт с США, с другой стороны, они опасаются, что если начнут какую-то самостоятельную игру, их потом могут просто использовать и не поставят в известность, как это было во время Карибского кризиса 1962 года. Причём уже в другой ситуации.
Заявление МИДа Алексей Макаркин расценивает как сигнал, который кубинское руководство дало американцам:
— Сигнал, который они дали, а дали они сигнал американцам, что они не хотят портить отношения с США, что они вообще не хотели бы втягиваться в ту новую холодную войну, которая сейчас происходит между Западом и Россией. У них уже был один опыт.