Александр Дыбин
Поводом для мрачных разговоров о цензуре стал проект поправок в постановление правительства, который опубликовало Минцифры РФ. В документе, в частности, прописана возможность блокировать сайты, где описывается, как пользоваться VPN. Вроде бы все логично, — VPN в стране запрещен законом о суверенном интернете, значит и инструкции по его применению нужно удалить. Логика примерно такая же, как в случае с блокировкой сайтов про наркотики, их изготовление или приобретение. Их тоже блокируют, когда выявляют. Но IT-сообщество увидело в этом документе анонс более масштабного процесса — полной блокировке VPN, и у них есть основания для этого.
Технология VPN — виртуальная частная сеть — позволяет устанавливать безопасное соединение. Вы выходите в сеть не напрямую, а через сторонний сервер, и вас в интернете не видно. Технология VPN используется много где, например, задействована в работе банкоматов и терминалов оплаты. Часто им пользуются фирмы и предприятия, чтобы обезопасить свою работу. Но, для обывателя важнее всего, что через VPN можно получить доступ к запрещенным социальным сетям. Больше простому смертному эта технология ни для чего не нужна.
«VPN считается самым простым и самым качественным вариантом обхода блокировок, — говорит руководитель агентства Telecom Daily Денис Кусков, — другие обходы уже больше зависят от самих владельцев запрещенных ресурсов. Кроме этой функции — посещения запрещенных сайтов, VPN нужна для безопасности, например, снижения фишинговых атак».
Но VPN и сам под запретом, как и недружественные соцсети.
«В 2019 году в России приняли закон, получивший название „закон о суверенном интернете“, — объясняет адвокат Екатерина Абашина. — Он наделил Роскомнадзор полномочиями самостоятельно, без решения суда или другого органа, фильтровать интернет-трафик в России. То, что надо фильтровать, собирательно назвали в законе „угрозы устойчивости функционирования на территории Российской Федерации сети Интернет“. Есть специальное постановление Правительства РФ, в котором указано, что считается такой угрозой. В нём есть и „угроза предоставления доступа к информации, доступ к которой подлежит ограничению“. VPN как раз позволяет получить доступ к тому, что заблокировано. Поэтому VPN-сервисы автоматом подпадают под программу суверенной фильтрации интернет-трафика».
В 2018 году в России запрещали мессенджер Telegram и пытались его заблокировать. Получалось не очень, вместо ТГ блокировались совершенно посторонние сайты и сервисы, потому что они пользовались услугами одних и тех серверов и дата-центров. Но с тех пор российские контрольные органы многому научились и сломать VPN не представляет никаких техничсеской сложности. Другой вопрос, что существует масса VPN –сервисов и заблокировать все и сразу трудно, но возможно. С начала года эксперты в области IT сообщают о ковровых блокировках, масштабы и сила которых растут с каждым разом.
«Блокировки происходят явно на ТСПУ — Технических Средствах Противодействия Угрозам — которые „врезаны“ в сетях провайдеров. Сейчас на ТСПУ можно делать всё что угодно, в том случае, как только приходит какая-то угроза. В том числе и в первую очередь „контентная угроза“, т. е. распространение запрещённой информации, — говорит IT-эксперт, автор телеграм-канала „Эшер II“ Филипп Кулин. — Мы не можем быть уверены ни в чем, просто по той простой причине, что нет адекватной возможности ничего проверить. В ситуации, когда фильтр врезан в середину сети, мы не знаем, как он работает и что происходит. Никаких технических точек для независимой проверки внутри российской сети в достаточном количестве, которое будет показывать нам не погрешность, и по которым что-то можно будет сказать определенное — нет. Мы можем только из некоторых косвенных признаков воссоздать картину. Это в любом случае только слухи, сплетни».
Самая свежая и самая масштабная блокировка произошла в середине августа. Тогда «отвалились» десятки сервисов VPN, при этом эксперты отметили, как точечно сработал Роскомнадзор. Сломали именно то, что нужно, практически не задев бизнес, который использует эту технологию для своей работы. Сообщество уверено, это лишь генеральная репетиция перед более масштабными и длительными блокировками.
«Роскомнадзор, скорее всего, проверяет несколько своих способов блокировок одновременно. То, что я могу по статистике собрать, что люди с мест сообщают, жалуются — текущие блокировки происходят массово, по многим регионам, не в выходные, не ночью, в течение долго времени — такого никогда не было. Способы блокировки везде были немножко разные, они отличались от места к месту. Можно утверждать, что это глобальная проверка, насколько все работает, насколько блокировки эффективны, сбор статистики Роскомнадзором, — рассуждает Филипп Кулин. — В итоге у Роскомнадзора очень красиво сейчас получилось: блокировки массовые, надолго, включая рабочие часы, и бизнес не буянит массово. Да, тот самый список адресов не совсем точный, у кого-то и внутри страны не работало, где-то пострадали релоканты, где-то аутсорсеры. Но в целом получилось шикарно».
Если регулятор научился ломать VPN, что делать простому человеку? Совсем махнуть рукой на привычные соцсети? Филипп Кулин полагает, что в ответ на массовые блокировки разработчики предложат другие варианты обхода, нужно только подождать и приготовиться, что сервисы будут платные.
«Раньше не было смысла на это тратиться — никто не стал бы разбираться, ставить, настраивать. А сейчас будут. Будут и платные сервисы, и бесплатные, и home made, и с грантами всех возможных обкомов, и на энтузиазме. Всё это расцветёт как сад весной», — считает эксперт.
Другой вопрос, куда движется российский интернет в плане свободы? По словам экспертов, самый крайний в вариант, как Северной Корее или Туркменистане, где есть «белый список» сайтов, а все остальное под строжайшим запретом, нам пока не грозит. Все дело в архитектуре нашего интернета: у нас слишком много провайдеров и у значительной их части, есть прямая связь и внешним миром. Поэтому сервисы всегда найдут в этом заборе дырку. Но это не значит, что рынок не приведут к китайскому или иранскому варианту, когда есть лишь несколько крупных игроков и все выходы во внешнюю среду под строгим контролем.