Posted 5 сентября 2023, 13:22
Published 5 сентября 2023, 13:22
Modified 5 сентября 2023, 13:24
Updated 5 сентября 2023, 13:24
Российские субъекты (без учета новых) рекордно увеличили расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность. Это направление стало лидирующим с показателем прироста в 53,4%. Такие данные приводят аналитики Института экономической политики им. Гайдара.
Выросли затраты и на общегосударственные вопросы — на 29,2%, ЖКХ — 25,1%, дорожное хозяйство — 20,2%. В меньше степени, но тоже ощутимо, выросли расходы на социальное обеспечение населения — 18,0%, культуру и кинематографию — 16,8%, общее образование — 15,4%, физическую культуру и спорт — 13,8%.
А вот на здравоохранение решили тратить меньше. Причем эта тенденция прослеживается с прошлого года. Показатель составил -3,4%, что авторы обзора объяснили сворачиванием многих антиковидных мероприятий.
В целом за первое полугодие 2023 года расходы консолидированных бюджетов регионов составили 9,3 трлн рублей, увеличившись по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 13,2%. Что, отмечают в Институте им. Гайдара, выше как уровня инфляции, так и темпов роста бюджетных доходов.
Расходы увеличили почти все субъекты РФ, но в 79 из них рост превысил инфляцию. Еще пять регионов показали рост расходов более чем на 30%. Это прежде всего Севастополь (+62,2%), где прирост объясняется тратами на национальную оборону, ЖКХ и социальную политику. Не отстает (за счет повышенных трат на нацоборону, транспорт и дорожное хозяйство) и Курская область с ростом расходов на 30,1%.
Напомним, традиционно самое значительное направление расходов федеральной казны — это социальная политика. На социалку предусмотрено 7,3 трлн руб., или 25% всех трат госбюджета. По сравнению с утвержденными в законе на действующую трехлетку значениями, они растут на 17%. Второй крупнейший раздел расходов — «Национальная оборона» — займет 17% от бюджета. В номинальном выражении траты на это направление растут на 43%.
Помимо нацобороны другим крупным направлением расходов стала «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» — в него включены все траты на силовиков, за исключением армии. По этому блоку планируется финансирование в размере 4,4 трлн руб. Это 15% бюджета. В номинальном выражении расходы по этому разделу относительно закона о бюджете планируется увеличить на 48%. Таким образом, в сумме оборона и нацбезопасность займут почти треть расходов всего федерального бюджета. На «Национальную экономику» — четвертый по величине раздел — планируется потратить 3,5 трлн руб. Это 12% расходов.
Экономист, политик Михаил Делягин, оценивая беспрецедентный рост затрат на нацбезопасность, говорил, что за всю пореформенную историю России в стране ничего и никогда так не росло: это логика начала спецоперации, что мы сейчас за год освободим всю Украину за 23-й год, и дальше придется наводить порядок, поэтому расходы на армию будут снижаться, расходы на безопасность и правопорядок должны быть очень высокими, но было ясно уже летом, что эта логика уже не работает.
И пока что регионам, у которых после начала СВО изменились статьи расходов, приходится наращивать госдолг. Совокупный объем госдолга субъектов РФ увеличился на 17,8% (до 3,03 трлн руб). Почти треть регионов имеют долговую нагрузку выше 50% от регионального бюджета. А у Удмуртской Республики уровень государственного долга по состоянию на 1 июля и вовсе составил 110% от объема налоговых и неналоговых доходов региона.