Дроны над Кремлем и другими российскими территориями вошли в повседневную реальность. Сегодня утром мэр Собянин сообщил о пресечении очередной атаки дронов на Москву. На днях недавно сбитый украинский беспилотник упал на здание ФСБ в Курчатове, городе, где располагается Курская АЭС, на Камчатке начали производить дроны-камикадзе для нужд армии РФ, ВСУ приняли на вооружение дрон с «искусственным интеллектом» Saker Scout, беспилотник самолётного типа, подавленный силами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), упал в поле Брянской области… Вот новости о дронах и беспилотниках, появившиеся только за пару дней. Эти устройства стали если не самым грозным оружием на поле боя, то самым грозным в СМИ.
Почти всегда, когда речь заходит о дронах, подразумеваются небольшие ударные аппараты. Главная причина их популярности — дешевизна. По некоторым оценкам, приведённым The New York Times, запуск российской «Герани» (российский дрон «Герань-2» с дальностью полёта до 2000 км) обходится в 20 тыс. долларов. По бытовым меркам это немало, но запуск силами ВСУ зенитной ракеты С-300, которая может сбить этот беспилотник, обходится в 140 тыс. долларов, а запуск НАТОвской ракеты NASAMS — примерно в 500 тыс. долларов! Так что по меркам традиционного оружия дроны стоят копейки. «Ланцет», который по заявлениям The Telegraph является одной из главных угроз для ВСУ, стоит порядка 3 млн рублей.
Но разберемся в терминах. Беспилотником может называться любое самостоятельно передвигающееся устройство. Беспилотник может лететь, плыть или ехать. Дрон (в переводе с английского означает «трутень») изначально, ещё в 30-е годы прошлого века, — именно беспилотный летательный аппарат. Дроны по определению должны летать. Но сейчас этот термин постепенно становится синонимом почти любого беспилотника. Так, например, часто писали, что Крымский мост атаковали морские дроны.
Но даже у летающих дронов масса разновидностей. Сам этот термин ещё ни о чём не говорит. Это могут быть большие и малые квадрокоптеры, которые раньше активно использовались для видеосъёмок. Дальность полёта у таких небольшая, зато они могут зависать на месте и отличаются маневренностью. Хорошо подходят для разведки на поле боя.
Если надо улететь на большее расстояние, то тогда используют беспилотники самолётного типа: крыло, хвостовое оперение, бензиновый мотор с пропеллером — всё, как у настоящих самолётов, только в уменьшенном масштабе. Некоторые из них могут выполнять разведывательные функции, а некоторые несут только взрывчатку и шансов на возврат не имеют. Такие называют ещё барражирующими боеприпасами. К ним можно отнести иранский Shahed или аналогичный ему российский дрон «Герань-2» с дальностью полёта до 2000 км. Если надо действовать быстрее, но на меньшем расстоянии, тогда используются ударные беспилотники «Ланцет» с тихим электрическим двигателем — они ещё больше похожи на обычные снаряды.
Такие беспилотники почти незаметны для сил ПВО, летят на малой высоте, а главное — дешёвые. Но есть иная ветвь эволюции: тактические беспилотники тяжёлого класса. Они могут или проводить разведку, или нести бомбы и ракеты. Самый известный беспилотник такого типа — это американский MQ-9 Reaper, который этим летом был замечен в инциденте над Чёрным морем у берегов Крыма: после близкого пролёта Су-27 он потерял управление и упал в воду.
Фактически даже крылатые ракеты (например, российский «Калибр», применяемый в ходе СВО) — это тоже беспилотники или дроны. У них есть все признаки дрона самолётного типа: летят автономно на дозвуковой скорости, имеют крылья, турбореактивный двигатель. Но исторически так сложилось, что их называют ракетами, хотя ракетного реактивного двигателя у них нет.
Как мы уже рассказали выше, запустить дрон куда дешевле, чем его сбить. Но и дешевле использовать его в качестве оружия. Мучаться с ракетами дольше и дороже.
Но это ещё не предел экономии. Лёгкие дроны получили распространение в последние годы благодаря доступности управляющей электроники. Можно собрать планер из фанеры и плёнки, поставить простейший двухтактный бензиновый мотор, похожий на двигатели мототехники, управляющий контролер и дрон готов. И для преодоления систем ПВО совсем не обязательно использовать дорогие композитные материалы и изобретать стелс-технологии. Австралия начала поставку беспилотников PPDS, сделанных из картона. Долго такой беспилотник не проживёт, но это и не требуется. Его все равно или собьют, или он достигнет цели и взорвётся. Зато он почти незаметен для радаров, тих благодаря электрическому двигателю и дёшев. Его цена составляет 3350 долларов США.
Противопоставляются им дроны тяжёлого класса, кторые являются полноценными самолётами, только без пилота в кабине. Одними из самых популярных на Украине оказались турецкие Bayraktar. По оценкам американских аналитиков, Украина в 2022 году получила порядка 50 таких дронов, но практически все они были сбиты российскими силами. Отправлять на передовую такие беспилотники — это очень дорогое удовольствие. Минимальный комплекта турецкого дрона оценивается в 5 млн долларов, а полный комплект, состоящий из 6 беспилотников, 2 станций управления и 200 единиц боеприпасов стоит уже 60 млн долларов.
По меркам больших дронов это дешёвые аппараты. Американский MQ-9 Reaper стоит порядка 30 млн долларов, примерно столько же (31,2 млн долларов) стоит родственный MQ-1 °C Grey Eagle стратегический морской разведывательный беспилотник MQ-4 °C Triton из США в 2015 году оценивался в 182,4 млн долларов за единицу. Высотный разведывательный дрон RQ-4 Global Hawk в 2013 году оценивался в 222,7 млн долларов. Не удивительно, что такие аппараты не отправляют таранить столичные высотки.
Большие и дорогие беспилотники зарекомендовали себя в разведке (поэтому они летают на Чёрным морем) и в военных операциях на территориях относительно слабо развитых государств, не обладающих мощными системами ПВО. В 2008 году США использовали MQ-9 Reaper в Афганистане для уничтожения грузовика талибов с оружием, в 2010, 2012 и 2016 годах с помощью этого беспилотника были убиты трое лидеров «Аль-Каиды» (запрещённая в России организация), в 2020 году ракетой Hellfire, выпущенной с MQ-9 был убит глава подразделения иранского Корпуса Стражей Исламской Революции генерал-майор Касем Сулеймани.
Такие беспилотники используют там, где риск потерять их минимальный. А границу России пересекают дешёвые и примитивные маленькие дроны, порой сделанные из подручных средств. Их не жалко потерять и можно изготавливать в большом количестве. Развитие дронов пошло наоборот: дешевизна вышла на первое место, а технологии отошли на задний план.