ИРИНА МИШИНА
Новый законопроект предполагает новый, альтернативный вариант реновации.
В законопроекте говорится, что по заявлению гражданина в рамках московской реновации вместо квартиры житель, попавшей в программу сноса, сможет получить не квартиру в новостройке, а «РАВНОЦЕННЫЙ объект индивидуального жилищного строительства при сохранении регистрации гражданина по месту жительства в Москве».
Другая часть законопроекта звучит так: в программу можно войти, «сли 2/3 собственников дома проголосовали за получение РАВНОЗНАЧНОГО помещения». То есть, превышающего по площади прежнюю квартиру, в доме идущем под снос по реновации. То есть о равной стоимости, РАВНОЦЕННОСТИ речь уже не идёт.
Неожиданную законодательную инициативу о праве москвичей выбирать по реновации частные дома внесли депутаты Даванков, Ткачев и Леонов. Владислав Даванков, как известно, баллотируется на пост мэра Москвы, поэтому для него этот законопроект — дополнительная возможность заявить о себе. Мы пытались связаться и с г-ном Даванковым, и с его предвыборным штабом, обращались к нему по почте и в телеграм-каналах и соцсетях, но молчание было нам ответом. Очевидно, законопроект, привлекательный на словах, сопряжен с неприятными вопросами, которые москвичи уже начали задавать.
Так, Степан Евстратьев из Юго-Западного округа Москвы, попавший под программу реновации, на вопрос, хотел бы он переехать в частный дом, ответил кратко:
«Лично я — против такой реновации. При желании переехать в дом я бы предпочёл сам выбрать направление, район, ну и материалы, из которых будут строить дом. Как такие дома будет строить город — уже очевидно по реновационным многоэтажкам».
«Наверняка есть желающие получить частный дом вместо квартиры. Особенно если будет реальная возможность выбора. НО: условие голосования всем домом и согласие >2/3 собственников — это полный бред. Только в индивидуальном порядке собственник может выбрать частный дом вместо квартиры», — считает Вера Кочина, собственник квартиры, попавшая под реновацию в районе «Академический».
Действительно, вопросов возникает великое множество.
И вот самые распространенные из тех, что задают москвичи:
— будет ли обещано сохранение московской прописки, учитывая, что частные дома и коттеджи строят в основном за чертой Москвы
— будет ли гарантирована качественная инфраструктура
Есть и другие скользкие моменты.
«Дом может войти в реновацию при условии, что проголосуют 2/3 жителей. В данном случае есть сомнения, что 2/3 жителей захотят переезжать в загородные коттеджи, потому что в столице такого строительства не предусмотрено. Под критерии закона подпадают индивидуальные жилые дома в Новой Москве, где нет соответствующей инфраструктуры. Я считаю, что этот законопроект будет стимулировать массовое переселение за черту города, в районы, где нет инфраструктуры. К тому же вопросы вызывают материалы, из которых будут строиться коттеджи и частные дома. На мой взгляд, это популистский проект под выборы, не более того», — считает адвокат по вопросам недвижимости Станислав Станкевич.
С ним согласна Ольга Живалова, адвокат коллегии адвокатов «Московская Городская Арбитражная Коллегия Адвокатов»:
«Этот законопроект мне кажется мало реализуемым потому, что он не выгоден стройкомплексу. Интерес московского правительства и строительного комплекса — переуплотнение городских кварталов. Массовое увеличение этажности — вот бизнес -модель столичной стройки. Чем плотнее застройка, тем больше денег стройкомплекс „выжмет“ из каждого гектара городской земли. Потому предложение дополнить реновацию вместо человейников индивидуальными домами не очень вписывается в сложившуюся ситуацию».
Уже сейчас можно сказать, что вряд ли найдется много согласных на переселение по реновации за МКАД. Ведь один из главных страхов москвичей ещё при первых обсуждениях программы — потерять московскую прописку и оказаться за чертой цивилизации. Правда, авторы законопроекта обещают сохранить московскую прописку, но невозможно обеспечить на присоединенных к Москве, по сути, сельских территориях такое же обслуживание, развитую инфраструктуру, школы, детские сады, поликлиники, метро в шаговой доступности.
Так что молчание депутатов и их нежелание отвечать на неудобные вопросы представляется в этой связи вполне понятным.
В общем, реновация во всех ее проявлениях, судя по всему, так и останется главным страхом москвичей. Переселение в «чисто поле» без инфраструктуры, в дома из некачественных материалов, — ее неизменный и главный тренд.