Posted 30 августа 2023,, 11:32

Published 30 августа 2023,, 11:32

Modified 30 августа 2023,, 11:34

Updated 30 августа 2023,, 11:34

Модернизированная версия Ил-76МД-90А

Повреждение четырех самолетов Ил-76 в Пскове: каковы последствия?

30 августа 2023, 11:32
Фото: ОАК
Модернизированная версия Ил-76МД-90А
В результате атаки беспилотников на Псковский аэропорт пострадали четыре борта транспортного самолета Ил-76. Насколько это болезненная потеря, и можно ли было уберечь самолеты.
Сюжет
Авиация

По официальным в Пскове, который подвергся атаке беспилотников, повреждены четыре самолета Ил-76. Такую цифру приводит ТАСС. В телегамм-каналах распространяют видео с якобы горящим самолетом. Но на кадрах видно только силуэт остова, о хваченного огнем. Понять, где и когда снято видео, невозможно.

Насколько критичным будет потеря или повреждение четырех бортов Ил-76 для российской армии? Для того, чтобы ответить на это вопрос, нужно понимать, какие именно самолеты были повреждены. А такой информации пока нет.

Как сообщил «Новым известиям» авиаэксперт Павел Лукашевич, Ил-76 — это основная рабочая лошадка военно-транспортной авиации.

«Это хороший самолет, у нас используются два типа транспортных самолетов Ил-76 и Ан- 124, — говорит эксперт, — Ил-76 применяется чаще, потому что менее тербовательный в взлетно-посадочной полосе. Пока рано говорить именно о потере четырех самолетов. Пока официально говорят о том, что они повреждены. Если самолет горел, то восстановлению, скорее всего, не подлежит, но насколько они повреждены и как? Пока никаких данных нет, даже фото, по которым можно сделать предположение, нету».

Основатель портала MilitaryRussia.ru Дмитрий Корнев отмечает, что 4 самолета — это не существенно для существующего парка.

«По разным оценкам в эксплуатации порядка 80 машин, понятно, что они в разном состоянии, а общий запас Ил-76, который стоит на земле, гораздо больше, — говорит он, — о тех самолетах, что пострадали, пока никакой информации нет, в каких они были кондициях. Они вполне могли быть списанными или находиться на хранении. В любом случае 4 борта — это небольшой процент. Помешает ли это решать какие-то задачи в рамках СВО? Нет, все это имеет только PR-эффект».

 

Нужен ли самолету ангар?

 

Происшествие в псковском аэропорту в очередной раз активизировала дискуссию, в военных тг-каналах, о том, что аэродромы нуждаются в индивидуальной защите от дронов. Самолеты нужно прятать в ангары, которые либо будут непробиваемы для беспилотников, либо затруднят наведение.

«Это вопрос сложный, — говорит Дмитрий Корнев, — уже разлетелись фото со спутника этого аэропорта. Видно, что каждый Ил-76 стоит в своем капонире, на отдельной площадке, окруженный насыпью. Это уже не плохо и лучше, чем в Энгельсе, где самолеты стояли в ряд, как на параде. Понятно, что если бы они были закрыты ангаром, то вообще могли бы остаться целыми. Многие дроны просто не смогли бы пробить крышу. Но такие укрытия — это достаточно дорого. И тут мы вступает на почву проблем военно-стротельных организаций. Достаточно вспомнить ситуацию в Ахтубинске, где стоят укрытия оказались без крыши. Вообще нужна серьезная большая программа, на сдачу от военных бюджетов это сделать не получиться. Плюс нужна инициатива от ВКС, которые должны поднять этот вопрос, предложить программу, получить финансирование. Насколько именно этот вопрос актуален во время СВО — большой вопрос».

 

Дорогой ренессанс Ил-76

 

Самолет Ил-76 принят в эксплуатацию в 1975 году. С тех бор было собрано более 800 таких самолетов. В начале 10-х годов занялись активной разработкой модернизированной версии Ил-76МД-90А, которая получила новую конструкцию крыла, новые двигатели и электронную начинку, а так же усиленное шасси.

В 2012 году сообщало о контракте между минобороны и производителем самолетов ульяновским заводом «Авиастар» (входит в ОАК) о поставке до 2020 года 39 таких бортов. с тех пор появлялись сообщения о единичных перечах самолетов армию. На тот момент стоимость самолета оценивалась в 3,5 млрд рублей. В данный момент цена борта составляет около 5 млрд.

В 2021 году первый заместитель генерального директора ОАК, управляющий директор ПАО «Ил» Сергей Ярковой в интервью ТАСС говорил о готовности производить по 12 таких самолетов в год.

«Новые машины находятся в серийном производстве, и предполагается, что темпы их выпуска будут повышены. Самолет перепроектирован „в цифре“. Сегодня мы увеличиваем темпы серийного производства Ил-76МД-90А: в наших планах производить до 12 самолетов в год. Для этого на „Авиастар-СП“ была запущена новая поточная линия автоматизированной сборки», — заявлял Ярковой.

По сообщению ОАК в 2022 году предприятие передало минобороны 5 самолетов. К августу 2023-го — два борта.

В филиале ПАО «Ил» — Авиастар изготовлен и передан заказчику очередной тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76МД-90А. Новое воздушное судно пополнило авиаполк ВТА России. Это вторая машина, изготовленная в рамках производственной программы текущего года», — говорится в последнем сообщении ОАК на эту тему.

Кроме военно-транспортных версий на базе Ил-76МД-90А строятся самолеты-заправщики и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер».

"