Posted 30 августа 2023, 13:13
Published 30 августа 2023, 13:13
Modified 30 августа 2023, 19:47
Updated 30 августа 2023, 19:47
Елена Петрова
Заместитель секретаря Совета Безопасности Алексей Шевцов рассказал в интервью «Российской газете» о работе американских биолабораторий на территории Украины и Грузии по созданию вирусов против целых этносов:
— Деятельность западных биолабораторий на территории Украины, Грузии и ряда других постсоветских стран представляет собой угрозу безопасности в масштабах не только региона, но и всего мира. Речь идет не только о рисках утечек патогенов, которые могут вызвать эпидемии. Подтверждено, что США ведут разработку биологического оружия, в том числе нацеленного на определенные этнические группы.
Несмотря на то, что силовая элита России не один раз повторяла эту версию, а российские ученые так же многократно ее опровергали, для непосвященных она звучит жутковато. Это вам не предупреждение о «боевых комарах» всем европейским депутатам, над которыми, не сдерживаясь, хохотал весь датский парламент. «НИ» спросили ученых, были ли американские лаборатории в Украине и Грузии, и что там ученые делали.
Но для начала дисклеймер: в России много ученых-генетиков и много научных институтов и лабораторий, где изучают «устройство» человека. Но некоторые ученые согласились поговорить с «НИ» на условиях анонимности, потому что никто не хочет попасть в «списки неблагонадежных», которые стали частью жизни научных учреждений. «Неудобное» интервью вполне может стать поводом для гонений.
В советское время КГБ был большой организацией, в недрах которой существовало много разных проектов, включая разработку ядерной и водородной бомбы. Эта аура эффективности распространялась и на другие начинания, в том числе, и на биоразработки. После развала Советского Союза некоторые проекты, как, например, борьба с особо опасными инфекциями, перешли под крыло Роспотребнадзора. Но были там и волне безумные идеи, как рассказал нам анонимный источник из генетиков, как, например, попытка внедрить ген токсина кобры в вирус гриппа.
В 90-е годы многие квалифицированные специалисты уехали работать на Запад. Однако мысли о контроле за нераспространением и ядерного, и биологического оружия не покидали сильных мира сего.
— Ясно, что с той стороны ловкие люди, и с этой стороны, в России, ловкие люди вполне поддержали паранойю американского истеблишмента, что надо контролировать. В первую очередь, конечно, следили, чтобы не расползлось ядерное оружие. И по поводу биологического оружия тоже переживали. Говорили, давайте мы запустим программу помощи для перепрофилирования этих лабораторий, чтобы люди не сидели и не думали, чем прокормить семьи и не сдавали свои компетенции на потребу террористам, а занимались делом. Нам же нужно следить за происходящими из природы инфекциями, за экологией. Были гранты, — говорит наш источник.
В 1992 году Конгресс США санкционировал создание новой некоммерческой организации, которая должна «способствовать обеспечению безопасности, защищенности и устойчивости посредством науки и инноваций». В 1995 году она была создана. Первоначально организация называлась Американским фондом гражданских исследований и разработок для независимых государств Бывшего Советского Союза. Многие российские ученые получали гранты.
— У нас такой грант был. Это были не безумные, но нормальные деньги, помогавшие работать. Они даже не пытались говорить нам, что делать. Мы писали заявку, сообщая, что хотим исследовать такой-то рак. Они говорили: да, исследуйте. Пишите отчёт, пишите статьи. Это помогало бедным российским учёным заниматься своим делом. Ровно так же это происходило во всех бывших республиках СССР. В масштабах США это были небольшие деньги, — говорит генетик.
Когда в 1999 году цена на нефть пошла наверх, необходимость с таком финансировании в России отпала. Прекратилось и финансирование по грантам. Часть лабораторий была перепрофилирована в эпидемиологические станции в бывших советских республиках. Уже в 90-е годы возникли конспирологические теории, что существует заговор, и злые силы хотят сделать что-то «биологически нехорошее» с территории бывшего Советского Союза. Еще одна версия — в них испытывали смертельно опасные инфекции, которые «не хотели испытывать на территории США».
Ученые столкнулись уже с другой проблемой:
— Когда эта дичь возникла в головах начальников, очень осложнилась работа людей, которые наиболее плотно занимаются геномикой человека, вопросами миграции популяций. Очень осложнилась работа, потому что невозможно стало отправлять официально за границу и из-за границы получать любые биологические образцы, в том числе, ДНК. Существенных проблем не было, пока не ввели ограничения, опасаясь биологического оружия. Приходится это всё подпольно возить. Жизнь исследователей в очередной раз осложнилась.
«НИ» приводили мнение ученого и популяризатора науки Александра Панчина. Он проанализировал документы, которые провластные российские СМИ публиковали в качестве доказательств «нехорошей деятельности» в лабораториях СНГ.
«Чего тут нет: создания новых патогенов, генной инженерии, биологического оружия или вирусов, распространяемых летучими мышами. Такими же методами пользуются многие лаборатории в России, в которых я имел опыт работы. Да и генная инженерия не означала бы создание оружия.
Похожие проекты финансировались при участии США и в других странах мира. Например, в том же Китае. Подобные исследования нужны для того, чтобы отслеживать появление в природе новых вирусов. Оценивать риски новых эпидемий.
Смотрим на вторую картинку. Изучение вариантов низкопатогенного вируса гриппа птиц (заражает преимущественно птиц, причем обычно без симптомов или с умеренными симптомами). Чего тут нет: генной инженерии, биологического оружия, создания новых вирусов, которых распространяют птицы.
Идея о том, что можно сделать оружие, которое бы избирательно работало против определенной этнической группы — это вообще фантастика.»
Биологическое оружие избирательного действия, направленное против этносов или рас, создать на Земле невозможно, и виновата в этом … география. На планете с другой географией и историей теоретически это было бы возможно, но не на планете Земля. Если бы homo sapiens в Евразии и Америках жили бы обособленно много миллионов лет, можно было бы выбрать мишень для редактирования. Но так, как развивалась история человечества, все люди на Земле — действительно братья, по крайней мере, в генетическом смысле.
Доктор биологических наук, профессор, член Европейской Академии, почётный член Международного общества вычислительной биологии Михаил Гельфанд видит только одну умозрительную цель, против кого на планете могло быть направлено биологическое оружие:
— В разных этносах есть генетические различия. Теоретически, я подчёркиваю, теоретически, если взять какой-нибудь изолированный этнос, который не общался ни с кем на протяжении десятков, а лучше сотен тысяч лет, у него накопились очень индивидуальные варианты генов, то чисто теоретически можно было бы представить, что что-то на эти варианты воздействует. Практически это сейчас невозможно. Такие этносы, я подозреваю, сейчас имеются на Андаманских островах и больше нигде.
Ученые говорят, что все различия, которые возникли после расселения человека из Африки, в генетическом смысле ничтожны. Цвет кожи, разрез глаз, некоторые онкогенный мутации настолько незначительны, что никакой мишенью для этнического оружия быть не могут.
Александр Панчин приводит такие примеры:
— Очень сложно подобрать такой генетический маркер, который был бы свойственен только одной популяции. Этот маркер должен к тому же быть удобной мишенью для некоторого вируса, что сильно усложняет задачу. Скажем, SARS-CoV-2 проникает в клетки, взаимодействуя с рецептором ACE2, а ВИЧ с CCR5, но эти рецепторы не отличаются у американцев, французов, немцев или русских. Вариации в этих рецепторах существуют, частоты этих вариаций тоже могут немного отличаться в разных популяциях, но не более того. Грубо говоря, в лучшем случае вы могли бы сделать оружие, которое убьет 5% одной популяции и 10% другой популяции или типа того.
Михаил Гельфанд предлагает определиться — один ли народ русские и украинцы, или есть между нами глубокие различия:
— С точки зрения современной науки, а также в обозримом будущем создание этнического оружия невозможно. Тем более, такого этнического оружия, которое бы воздействовало избирательно на очень близкие по этническому составу группы. Одно из двух: или мы с украинцами братские народы, или они будут создавать этническое оружие. Если мы братские народы, то этническое оружие укосит всех. Оно невозможно само по себе, но, даже если бы оно было возможно, оно бы не различало братские народы. В том, что сказано — не только научная бессмыслица, но и чисто логическое противоречие.