Posted 30 августа 2023, 13:48
Published 30 августа 2023, 13:48
Modified 30 августа 2023, 15:56
Updated 30 августа 2023, 15:56
Расследование авиакатастроф гражданских самолетов регламентируется Чикагской конвенцией ИКАО, которая была принята в 1947 году. Согласно приложению 13 Конвенции, на Россию возлагается обязанность уведомить страну-производитель самолета и ИКАО об авиационном происшествии, объясняет авиационный эксперт Вадим Лукашевич «НИ»:
— Производители обязаны передать всю необходимую информацию по данному самолету, а так же имеют право назначить своего представителя для участия в расследовании. По сути, приглашать или нет этих представителей, решаем не мы, а они должны решить, направлять своих людей или нет».
Самолет Embraer — 135 с Евгением Пригожиным и другими вагнеровцами на борту, который разбился в Тверской области, был бразильского производства. Бразилия — это первая страна, которая имеет право на расследование. Но не только: данный тип самолета оснащен турбо-вентиляторными двигателями Rolls-Royce AE 3007 американского производства. Поэтому и американский концерн, и авиационные власти США имеют право участвовать в расследовании. Третьи на очереди — авиационные власти стран, где были произведены другие узлы машины. Но только бразильцы и американцы имели бы право получить доступ ко всем материалам дела, остальные страны посвящают только в те эпизоды расследования, которые касаются непосредственно компонентов, произведенных в них.
— Из прошлого опыта можно вспомнить расследование катастрофы MH17, — говорит Вадим Лукашевич, — тогда США полностью участвовали в расследовании, как разработчик, производитель самолета и производитель двигателя. Россия тогда участвовала ограниченно, так как предоставила данные с радаров и данные по системам «Бук», — рассказал Лукашевич.
Итогом расследования по международным правилам становится отчет, который доступен для всех желающих. Например, отчет расследования авиакатастрофы с участием польского президента Качинского под Смоленском до сих пор можно прочитать в Интернете.
… и как Россия поступила на самом деле
Бразильский комитет по расследованию авиапроисшествий CENIPA еще на прошлой неделе отправил запрос по электронной почте с вопросом, будут ли российские авиационные власти начинать расследование авиационного происшествия с самолетом Пригожина в Тверской области.
В ответ Межгосударственный авиационный комитет сообщил, что российские власти пока не будут начинать расследования. Тогда Бразильский центр исследования и предотвращения аэронавигационных происшествий (CENIPA) оповестил россиян, что хотел бы присоединиться к следственным действиям.
Как сообщает агентство Рейтер, самолет Embraer — 135 считается надежным аппаратом и имеет «хорошие показатели безопасности». Американский консультант по авиационной безопасности и бывший следователь Джон Кокс, узнав о том, что бразильцев не допустят к расследованию, высказал мнение, что без Бразилии доверие к результатам будет нарушено:
«Я думаю, что это очень печально… Я думаю, что это вредит прозрачности российского расследования».
Сегодня решение России самостоятельно, без соблюдения международных правил расследовать крушение Embraer — 135 подтвердили в Кремле. Пресс-секретарь Дмитрий Песков так его обосновал:
» Во-первых, расследование ведет Следственный комитет России, об этом говорил президент Путин, и это именно наше российское расследование. Поэтому в данном случае речь о каком-то международном расследовании идти не может. В данном случае совсем другая ситуация, связанная с этой авиакатастрофой. Очевидно, что существуют разные версии, среди которых намеренное злодеяние, скажем так. Давайте все-таки дождемся результатов расследования».
Как известно, Евгений Пригожинжин и еще 9 человек, включая 3 членов экипажа, разбились при крушении самолета бразильского производства Embraer —135 23 августа в Тверской области. Самого Пригожина похоронили вчера в Петербурге.