Сразу двух лошадей привезли из Башкирии на российско-украинский фронт по просьбе командира башкирского полка, где служат мобилизованные из этой республики бойцы, сообщает «Башинфом». Причем кони уже прошлои боевую подготовку, объезжены и приучены к командам, а через некоторое время после появления на передовой, успели привыкнуть стрельбе, взрывам и громкому шуму.
Военные объясняют, что привезли лошадей не из-за проблем с нехваткой техники, а потому что при перевозке грузов они более «бесшумные и незаметные», чем автомобили или квадроциклы: «Можем и шишиги (грузовики ГАЗ-66 — TMT) использовать, и квадроциклы. Но с ними есть риск быть обнаруженными. А на утренней зорьке на лошадях можно бесшумно и незаметно доставить все, что нужно, до боевых позиций».
За один раз два коня могут перевезти около 200 килограммов, причем за утро они успевают выполнить две ездки. По словам бойцов, они планируют привезти еще около 10 башкирских жеребцов, для выполнения боевых задач, «как кавалеристы в годы Великой Отечественной войны». Ну, а кроме того, животные должны помочь «поддержать боевой дух».
Так что поголовье для возрождения кавалерии в нашей стране есть. Вопрос только в том, нужна ли она. Известно, что массово лошадей использовали в годы Первой мировой войны, тогда как во Вторую мировую уже намного меньше. Причем кавалерийские части могли решать серьёзные боевые задачи. Однако, уже в 1955 году в СССР от кавалерии отказались.
Между тем, публицист Павел Пряников считает, что именно массовое использование лошадей на фронтах Первой мировой войны во многом привело к свержению самодержавия. И в качестве доказательства приводит вот такую статистику только по одному региону — Мордовии:
«В общей массе рабочего скота наибольшее значение имели лошади. Мобилизация лошадей для нужд армии способствовала дальнейшему разорению основных масс крестьянства, она подорвала и без того слабую экономику крестьянской семьи.
Во время войны из крестьянских хозяйств систематически забирали лучших рабочих лошадей, которым было от 4 до 6 лет. (…) В целом по Мордовии количество безлошадных в 1917 г. составляло 72.134 двора, или 35,1% всех наличных хозяйств. Частые реквизиции скота для нужд армии, сокращение посевов сельскохозяйственных культур, уменьшение урожайности вследствие недостаточной обработки почвы приводили к уменьшению кормов в крестьянском хозяйстве, что пагубно отражалось на состоянии крестьянского животноводства. (…) Таким образом, Первая мировая война расстроила сельское хозяйство страны в целом и Мордовии — в частности. Самая лучшая рабочая сила была призвана в армию и брошена на поля сражений. Деревня испытывала острый дефицит рабочих рук. Реквизиции на нужды армии лошадей лишили сельское хозяйство Мордовии тягла. Милитаризация народного хозяйства лишила страну сельскохозяйственного машиностроения. Нехватка металлов привела к остановке работы деревенских кузниц. Поэтому парк сельхозмашин уменьшается. Недостаток рабочей силы, изъятие из крестьянских хозяйств рабочего тягла, отсутствие машин и улучшенного инвентаря повлекли за собой сокращение посевных площадей. Война усилила процесс разорения и обнищания крестьянства.
А потому уже с начала 1915 года у деревни (напомню, что крестьяне составляли 85% населения России) росла только одна мысль — чёрного передела. Грабить помещиков, монастыри и в целом — господ и Город. Всё это не могло не вылиться в 1917 год.»
Тем не менее, лошади широко использовались и в году Второй мировой, причем не только в СССР, но и фашистской Германии. По официальным данным штатная численность лошадей в советских войсках составляла 1,9 миллиона голов. На деле же оно было еще больше.
И в Советской Армии, и в вермахте их применяли и в качестве тягловой силы, главным образом, в артиллерии: они тянули орудия, при смене батареей огневой позиции. Они же доставляли продовольствие и полевые кухни на позиции. В стрелковом полку по штату полагалось иметь 350 лошадей. Очень часто их использовали связные, предпочитая мотоциклу. Ну, и разумеется, партизаны не могли обойтись без лошадей.
Что же касается собственно боев, то для стремительных рейдов по тылам противника, налетов и диверсий лошади были незаменимы, поскольку могли с приличной средней скоростью до 20 км в час преодолевать около 100 км в сутки, причем по труднодоступным для техники местам.
Известно, что конный корпус генерала Льва Доватора сковал тылы целой фашистской армии во время битвы за Москву в 1941-42 годах. Начальник Генерального Штаба войск вермахта генерал Гальдер писал тогда:
«Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».
Участвовали кавалеристы и в открытых сражениях. К примеру, в 1945 году кавалерийская дивизия генерала Блинова, закрыв дорогу на Дрезден, сумела сохранить жизни 50 тысячам военнопленных.
Более того, 7-й гвардейский конный корпус взял города Ратенов и Бранденбург. 3-й гвардейский корпус — Рейнбург, встретив союзников на Эльбе.
Так что при большом желании, российское командование может воскресить кавалерийские войска и сегодня. Однако при этом нужно помнить о высокой уязвимости лошадей, особенно в современной войне с использованием дронов. Ну и не забывать и о значительных затратах на их содержание. Они очень требовательны к кормам. В сутки они съедают от 25 до 100 кг травы на пастбищах, так что для пропитания одной лошади необходимо около 2 гектаров земли. Да и воды одна лошадь выпивает в среднем 30—60 литров в сутки летом и 20—25 литров зимой…
Так что, лучше бы, если инициатива башкирских военных осталась забавным (а может, и не очень) казусом.