Posted 28 августа 2023, 13:21

Published 28 августа 2023, 13:21

Modified 28 августа 2023, 16:08

Updated 28 августа 2023, 16:08

Вопрос дня: как изменятся меры безопасности аэропортов после катастрофы с Пригожиным

28 августа 2023, 13:21
Катастрофа самолета Евгений Пригожина заставила многих задаться вопросом: достаточны ли меры безопасности в наших аэропортах и не будут ли они усилены? На эти и другие вопросы, связанные с авиакатастрофой, журналисту Ирине Мишиной ответил авиационный эксперт Роман Гусаров.

— Роман, если версия с бомбой на самолете Пригожина подтвердится, в аэропортах явно должны сильно ужесточить контроль на вход и въезд. Рамки, собаки, или что там еще есть у спецслужб? По логике, если на джет пронесли взрывчатку, значит, куда угодно могут пронести…

— В России и так самые жесткие в мире стандарты авиационной безопасности. Просто их надо строго соблюдать. Все, что после этой авиакатастрофы произойдет в аэропортах — это повышенное внимание сотрудников к досмотру. Аэропорт — это режимный объект. Есть опасность или нет ее — не должны посторонние люди и посторонние предметы быть в аэропорту. В любое время. Все имеющееся скорее всего будет приведено в режим повышенной готовности: собаки, газоанализаторы, досмотр.

Могу прогнозировать, что больше времени будет отведено на досмотр. Самое слабое звено в безопасности — это человек. Если он некачественно исполняет свои обязанности, в частности, досмотр, гарантий безопасности будет меньше. Не исключаю, что будут введены новые штатные единицы. На внешнем периметре будет увеличен штат сотрудников МВД, параллельно дополнительные спецслужбы будут подключены к обеспечению безопасности.

— Пассажиры и так жалуются на избыточные меры безопасности в аэропортах России…

— Действительно, у нас существует досмотр с рамками при входе, это способствует образованию очередей. На Западе от этого давно отказались. Не досматривают на Западе и при входе в терминал, в отличие от наших аэропортов.

— И все же, несмотря на эти меры, злоумышленник или бомба как-то проникли на территорию аэропорта и попали в самолет Пригожина. Или дело не в бомбе? Были версии обстрела самолета в воздухе и даже возникла версия перегруза борта. Чему стоит доверять?

— Перегруза быть однозначно не могло. При перегрузе самолет бы не взлетел. Или взлетал бы трудно. А тут самолет штатно набирал высоту, этому есть множество подтверждений. Сейчас достаточно сложно оценить картину по обрывочным сведениям. Но, на мой взгляд, рабочие версии уже есть. Можно предполагать, что-то произошло на борту самолета. И это не от внешнего воздействия. На ошибки пилотирования тоже сложно списать все произошедшее. При ошибке пилотирования полкрыла не отваливается, а это четко видно на видеозаписи. Очевидно, что случилось что-то на борту самолета. Видно, что он начал падать вниз камнем, оторвалось одно крыло. Но самолет успел набрать километров 9, это была уже крейсерская высота.

— То есть вы придерживаетесь версии взрыва?

Я не поддерживаю версию обстрела самолета. На видео слышен голос: «Ой, сбили беспилотник». Но никаких БПЛА или ракет не видно. К тому же на такой высоте уже невозможно фактически сбить самолет беспилотником. Следов от ракеты тоже нет. Да, несколько облачков на видео заметно, но это выброс топлива с самого самолета.

Был слышен и виден взрыв. По одной из версий, взрывчатку заложили в турбохолодильные панели на самолете. То, что взрывчатка была в самой авиационной системе — маловероятно. Речь идет сейчас о взрывчатке в системе вентиляции. Это — на уровне поставщика. Компрессор был доставлен в аэропорт через таможню. Компрессор вскрывать нельзя, проверить при доставке тоже было нельзя. В этом случае предотвратить взрыв было практически невозможно. Могли заложить на заводе, и, по всей вероятности, не обошлось без участия спецслужб. А когда в теракте задействованы спецслужбы, предотвратить что-либо сложно, потому что спецслужбы знают, как обойти все преграды, в том числе от других спецслужб.

Подпишитесь