Как сообщают мировые СМИ, в турецкий порт Анталия, после окончания совместных масштабных военных учений ВМС США с турецкими военно-морскими и военно-воздушными силами в восточной части Средиземного моря прибыл самый большой авианосец в мире «Джеральд Форд» (USS Gerald R. Ford). Во время учений новый флагман американского флота совершил оперативное развертывание, проводя совместные маневры с новым флагманом турецких ВМС десантным кораблем TCG Anadolu. Сообщается, что главной целью учений стало повышение оперативной совместимости стран, а также безопасность в море.
Кстати, директор порта Антальи Озгют Серт рассказал журналистам, что появление у них «плавучей крепости» внесёт значительный вклад в экономику города, поскольку на борту «Джеральда Форда» находятся четыре с половиной тысячи американских военных.
Считается, что флагман новой эры американских супер-авианосцев, при строительстве которого использованы самые передовые технологии станет доминирующей силой в Мировом океане по меньше мере на следующие 60 лет, обеспечивая американский военно-морской флот ударной мощью в масштабных боевых операциях и способностью реагировать на любые кризисы.
Несмотря на то, что своими размерами он превосходит всех предшественников, ему, как и им, требуется экипаж от 500 до 900 человек.
«Это абсолютно новая, первая в своем классе, уникальная система вооружений», — заявил в начале марта этого года командующий авианосной ударной группой контр-адмирал Грегори Хаффман.
Авианосец назван так в честь 38-го президента США Джеральда Форда, сам во время Второй мировой войны служил на авианосце «Монтерей» в звании капитан-лейтенанта.
Авианосец снабжен двумя атомными реакторами, работающими на высокообогащенном уране, которые позволяют ему развивать скорость примерно 55,5 км/ч. В сопровождении кораблей своей ударной группы он способен выполнять самый широкий спектр задач: от крупномасштабных боевых операций и действий по сдерживанию, до гуманитарных миссий.
Он был построен в 2017 году, а рамках проекта «один на один», США предполагают построить всего 10 таких кораблей, постепенно заменяя существующий авианосный флот.
Корпуса этих кораблей не претерпели больших изменений, однако в остальном используются самые современные технологии. К примеру, система электромагнитного запуска летательных аппаратов (EMALS), которая обеспечивает более ровный разгон самолетов и более точный контроль их скорости. А система аэрофинишера (AAG) позволяет быстро и безопасно тормозить, и снимать самолеты со взлетно-посадочной полосы после приземления, снижая ударно-динамическую нагрузку на палубное покрытие, и тем самым продлевая срок эксплуатации самолетов.
Самая современная здесь и электромагнитная система доставки вооружений и боеприпасов из хранилищ на палубы, заменившая привычные тросы и барабаны. Равных себе эта технология в мире не имеет.
Меньше места по сравнению с предыдущими занимает палубная надстройка, с которой ведется управление летными операциями. Это позволило освободить много места приема и обслуживания самолетов, обеспечивая большее число вылетов — до 160 в день, в сравнении со 140 у авианосцев типа «Нимиц» (Nimitz). Причем, если понадобится, то это число может быть увеличено и до 220 в день, сообщило издание Naval Technology.
Авианосец типа «Джеральд Форд» оснащен зенитными ракетами средней дальности RIM-162 Sea Sparrow (ESSM), защищающие его от атак современных типов противокорабельных ракет, беспилотников и вертолетов противника.
Авианосец вмещает до 90 летательных аппаратов разных типов, что на целых 15 больше, чем у судов типа Nimitz.
В военно-воздушный арсенал «Джеральда Форда» входят F/A-18E/F Super Hornet, палубные самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler, тактические транспортные самолеты C-2 Greyhound, палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Hawkeye, многофункциональные истребители F-35 °C Lightning II, вертолеты SH-60 Seahawk и ударные беспилотные летательные аппараты, в том числе и первый в мире действующий палубный беспилотник MQ-25 Stingray, который может и совершать дозаправку в воздухе, и вести разведку и наблюдение, передавая данные авианосной ударной группе.
Кроме того, для дозаправки самолетов прямо перед взлетом или сразу после посадки, палуба авианосца снабжена в специальной зоне заправочными шлангами, так что летчику даже не нужно будет покидать кабину для нового взлета, если того требует боевая ситуация.
Любопытно также, что на американском атомном авианосце «Джеральд Форд» прошли взрывные испытания, чтобы подтвердить надежность их систем и агрегатов. Они считаются успешными, если корабль сохраняет плавучесть, а его системы продолжают работать. В случае неудачи в конструкцию судна вносят изменения. Мощность взрыва при этом составляет в тротиловом эквиваленте — 18 килотонн. Геологическая служба США зарегистрировала такое испытание как землетрясение с магнитудой 3,9.
Впрочем, российские эксперты довольно скептически отнеслись к вводу в строй этого корабля, сочтя самый дорогостоящий авианосец в мире недоработанным, поскольку его реальные возможности не совпадают с проектированными.
Так, по сообщению издания Task and Puprose, этот авианосец Россия способна вывести из строя, поскольку якобы российская разведка раскрыла его самые уязвимые места.
Это отчасти подтверждает агентство Bloomberg, сообщив, что принятый на вооружение еще в 2017 году «Джеральд Форд» сразу продемонстрировал недееспособность, а сроки введения его в эксплуатацию пришлось отодвинуть из-за недоработок с системой запуска в воздух истребителей FA-18. По проекту, катапульта была рассчитана на более чем 4 тысячи запусков, а по факту — в 100 раз меньше. Причем и с посадкой произошла та же история.
К тому же, военные эксперты России и Китая считают, что авианосцы уже не имеют будущего, поскольку слишком дорогие, чтобы активно участвовать в боевых действиях. А американские военные эксперты убеждены, что расходы на их постройку отрицательно сказываются на оборонной мощи США.
К тому же, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков уверен, что никакие антиракетные системы «Джеральда Форда» не смогут бороться с российской гиперзвуковой ракетой «Циркон», развивающей скорость до 8 махов (то есть вдвое быстрее ракеты SM-3, стоящей на вооружении американских авианосцев) и умеющей двигаться по особой траектории. Поэтому единственная возможность остаться невредимым во время боевых действий у авианосца — это не участвовать в сражении. Американское издание The National Interest тоже считает, что суперкорабли ВМС США представляют собой потенциальные кладбища для моряков в случае атаки российского «Циркона». Впрочем, издание утверждает, что в США уже идут работы по созданию гиперзвуковой ракеты, но пока безуспешные.
Всего же на строительство авианосца «Джеральд Форд» ушло около 13 миллиардов долларов, причем 3 миллиарда потрачены на доработку. Напомним в этой связи, что в России с 1999 года продолжается ремонт и модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». На данный момент на проект потратили более 200 млрд рублей.
По среднему курсу в течение десятилетий это составляет примерно 5 млрд долларов, и дороже, чем было потрачено на строительство американского инновационного стелс-эсминца Zumwalt, который стоил 4,4 млрд долларов.
Но в российских СМИ заявляют, что и 200 млрд рублей на вечный ремонт «Адмирала Нахимова» — не предел.