Депутаты Думы Ставропольского края обратились к председателю правительства Мишустину остановить рост цен на топливо и наладить снабжение в крае. Такое сообщение появилось на сайте местного парламента.
На юге России началась страда, а у крестьян нечем убирать урожай. Цена на солярку и бензин выросли в крае больше, чем на 26%, а запасов топлива на страду не дотягивает до половины необходимого. Цены на заправках на А-92 колеблются от 92,5 рублей за литр до 54 рублей. На солярку цена перешагнула 60 рублей за один литр. Люди жалуются, что за последние две недели цена на топливо подскочила сразу на 5 рублей за литр.
Губернатор края Владимир Владимиров— со своим народом: »
«Я сам автолюбитель и вижу, как скачут цены. Сложно бороться с этой ситуацией. Запрос сделал. Особенно страдают сельхозпроизводители. Стараемся через обращения побороть ситуацию. Надеемся, что на рынке ГСМ наведут порядок и перестанут поднимать их стоимость».
Министерство энергетики края кивает на собственников нефтебаз — это, мол, они, капиталисты проклятые:
«Стоимость моторного топлива формируется организациями-собственниками нефтебаз и автозаправочных станций на основе рыночного механизма конкуренции, а также затрат, понесенных на приобретение, доставку, перевалку и реализацию моторного топлива, в том числе на содержание нефтебаз и АЗС ».
Мало того, что владельцы заправок не стесняются с повышением цен, то часто бензина и солярки нет совсем. «Заправка только по топливным картам» — это эвфемизм для «Бензина нет и не будет».
По уровню доступности топлива Ставрополь находится на 71 месте из 85. Не лучше обстоят дела и в Краснодаре и Волгоградской области. В Волгограде горожане начали запасаться бензином и опустошили все запасы в городе.
В Краснодаре ситуация похожая. Житель края говорит:
«Уже на двух заправках края не смог заправится 92-м бензином, так как его нет. Обе заправки „Газпром“, одна в Краснодаре на Российской, возле „Ленты“, вторая — по дороге в сторону Усть-Лабинска. Такого ещё на моём водительском стаже не было. Второй десяток лет за рулём», — рассказывал местный житель Роман Кондратенко.
В министерствах энергетики южных областей виноватыми в отсутствие топлива во время страды назначили РЖД и туристов. Мол, это железнодорожники виноваты, что топливо идет на юг в два раза медленнее, чем в прошлом году. Они увеличили пассажирские перевозки, и из-за этого некогда возить нефтепродукты. Но в РЖД не собираются быть крайними: все заявки на поставки делаются заранее, не заказали вагоны — топлива не будет:
— Поставки топлива по железной дороге в южные регионы не зависят от роста объемов пассажирских перевозок. Планы погрузки заранее согласованы с грузоотправителями.
Есть еще одна причина, почему поставки топлива для гражданских тормозятся. Президент Независимого топливного союза Павел Баженов рассказал «Коммерсанту»:
«Если мы говорим про южный регион, не будем забывать про зону СВО, большие объемы идут туда, что создает дополнительную нагрузку»
В связи с удорожанием солярки и моторного масла хуже всего приходится мелким хозяйствам Ставропольского и Краснодарского краев.
Гендиректор агрофирмы «Прогресс» Краснодарского края Александр Неженец говорит, что «при курсе доллара в 100 руб. компания рассчитывала на стоимость дизеля в 65 руб. за л. Уже 9 августа солярка стоила 71 рубль, а 17 августа— 80 руб. за литр. „Сейчас мы часть полей вспахиваем, где-то дискуем почву, убираем урожай, и дизтопливо необходимо нам на всех этих этапах“.
Гендиректор «АгроГарда» Павел Царев считает, что удержать запланированные цены на аграрную продукцию не удастся, но и требовать больше за свою продукцию крестьяне тоже не смогут:
«С большой долей вероятности можно говорить о том, что мы превысим запланированные на год лимиты на ГСМ, а значит, неминуемо вырастет себестоимость нашей продукции. Рыночная конъюнктура сейчас нестабильная, соответственно, сложно делать прогноз о том, удастся ли отыграть повышение себестоимости хорошей ценой на продукцию. Пока предпосылок к такому прогнозу нет, а это, в свою очередь, означает снижение рентабельности».
Пока никакого решения проблемы не видно. Минэнерго кивает на РЖД, РЖД говорит, что это не они. Аграрии считают, что кто-то решил заработать и говорят о сговоре нефтяных компаний, ФАС не видит нарушений. Убытки останутся у сельхозпроизводителей, которым волей-неволей придется повышать отпускные цены. Трудно поверить, что этот круг, вернее, чаша, минет в конце концов потребителя. Ведь это так всегда и заканчивается.