В 2021/22 учебном году каждый шестой российский учитель не имел высшего педагогического образования. По оценкам аналитиков НИУ ВШЭ, которые приводит «Ведомости», речь идет о 172,3 тыс. человек, или 15,9% от общего числа. Высшее педагогическое образование имеют 84,1% учителей. Еще 2,75% педагогов окончили вузы, но по другим специальностям.
Газета напоминает, что в июне этого года глава Минпросвещения Сергей Кравцов предложил приступить к подготовке педагогов средней школы (с 5-го по 9-й класс) в системе среднего профессионального образования. В настоящее время в рамках СПО готовят лишь специалистов для детсадов и начальных школ, тогда как учителя-предметники должны окончить вуз.
По словам ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, по нынешнему профстандарту педагога учителями могут работать люди, обладающие профильным высшим образованием, либо с образованием по профильному предмету, а также студенты педвузов старше третьего курса.
По словам оргсекретаря профсоюза «Учитель» Ольги Мирясовой, сегодня Минпросвещения пытается решить кадровую проблему с учителями. Выпускники педагогических вузов не остаются в школах работать, в том числе из-за низких зарплат, указала Мирясова. Она подчеркнула, что для педагогов нужно высшее образование, «по крайней мере бакалавриат».
Сопредседатель профсоюза «Учитель», преподаватель русского языка и литературы Всеволод Луховицкий усомнился в том, что преподаватели из колледжей обеспечат приток кадров в школы. Конечно, это возможно еще в небольших городах, но в столице их «точно нет».
Учитель в физико-математическом лицее «Вторая школа» Леонид Перлов вовсе назвал инициативу Минпросвещения «чрезвычайно вредной и опасной». Он пояснил, что педагогика — это сложное искусство, и человек с СПО еще слишком молод для преподавания в средней школе.
Между тем аналитики агентства A2:Research ранее провели исследование об отношении педагогов к работе и сделали неутешительные выводы. Так, три четверти учителей и преподавателей Екатеринбурга 1 сентября не хотят возвращаться на работу: 25% из них полностью недовольны условиями работы, а 50% — частично не удовлетворены.
Основной причиной недовольства работой назвали высокую административную нагрузку, обязанность вести факультативы, а также низкие зарплаты и ненормированный рабочий день.
А на днях шокирующая история произошла в Краснодаре. Мама одной из учениц краснодарской школы №81 Екатерина Горобец выложила скрин из родительского чата, в котором учительница обращается к родителям, допуская десяток ошибок в 4 предложениях. В результате родители 26 из 38 учеников класса подали заявления на отчисление.