Слухи о неслучайной гибели Евгения Пригожина начались практически сразу после сообщений о том, что самолет, на борту которого был хозяин Вагнера, разбился в Тверской области. Что, в общем, неудивительно, поскольку прошло всего лишь два месяца с момента «пригожинского мятежа», инициаторы которого, по сути, поставили под сомнение монополию власти на насилие и попытались диктовать ей свои условия. Причем до 23 августа всем казалось, что сделали они это совершенно безнаказанно.
Между тем, Евгений Пригожин далеко не единственный знаменитый на весь мир политик (а его, несомненно, уже можно так называть), погибший при загадочных обстоятельствах, позволяющих выдвигать версии политического убийства. Напомним лишь о некоторых из них (примечательно, что большинство предлагаемых историй связаны, как и в случае с Пригожиным, с так сказать «аварийностью на транспорте».
Командующий польской армией и одновременно премьер-министр правительства Польши в изгнании генерал Владислав Сикорский погиб вместе с дочерью и своим штабными офицерами в авиакатастрофе 4 июля 1943 года. Проведенное позднее британскими властями расследование назвало причиной катастрофы несчастный случай. Его самолет «Либерейтор II» Королевских ВВС, упал в море через несколько секунд после взлета из аэропорта Гибралтара якобы из-за заклинившего штурвала. Об этой причины трагедии рассказал единственный выживший участник того полета — чешский пилот Эдуард Прхал. При этом Прхал не смог внятно объяснить, почему в этот вылет он надел спасательный жилет, чего не делал ранее, и кто был второй человек, которого видели на крыле упавшего воздушного судна.
Однако смерть Сикорского тут же породила слухи о ее неслучайном характере и устранении неудобного генерала-политика, который мешал советско-британскому военно-политическому сотрудничеству, формируя из катынского расстрела «политический фактор».
Китайский политический деятель, министр обороны КНР, успешный военачальник, считавшийся правой рукой и наследником «великого кормчего» коммунистического Китая Мао Цзэдуна, по официальной версии погиб в авиакатастрофе на территории Монголии 13 сентября 1971 года время попытки побега в СССР после неудачного военного переворота. Маршал был признан в КНР предателем и изменником и до сих пор официально не реабилитирован.
Амбиции Линь Бяо к началу 1970-х годов стали вызывать раздражение у Мао Цзэдуна, при этом маршал перессорился со всей китайской политической верхушкой, включая жену председателя КНР. В этих конфликтах Мао Цзэдун выступил на стороне противников Линь Бяо. Министр обороны, понимая, что его вскоре сместят со всех постов с соответствующими последствиями, в том числе для семьи, решился на организацию военного переворота, рассчитывая на свое влияния в Народно-освободительной армии Китая. Однако мятеж провалился и маршал с семьей попытался сбежать в Советский Союз.
По официальной версии, самолету «Трайдент» министра обороны не хватило топлива для завершения полета. А дальше начинается конспирология. По «народной» версии, его автомобиль был расстрелян ракетами, выпущенными людьми из личной охраны председателя Мао, когда Линь Бяо возвращался с совместного с ним ужина. После этого трупы Линь Бяо и его жены были погружены в самолет, который затем был сбит над Монголией китайскими истребителями. Еще одна неофициальная версия предполагает, что самолет при разгоне задел за заправочную машину шасси, которое разрушилось, из-за чего, дескать, он и не дотянул до советской территории.
Знаменитый болгарский диссидент, журналист и писатель Георгий Марков умер в Великобритании, куда бежал со своей социалистической родины, 11 сентября 1978 года при загадочных обстоятельствах. Накануне смерти в больнице Марков на автобусной остановке зацепился ногой за зонтик и почувствовал укол. Человек с зонтиком извинился и уехал на ближайшем автобусе. Марков вернулся домой без признаков недомогания и лег спать. Но на следующий день ему стало плохо, поднялась температура, его тошнило. Расследование его последующей смерти в больнице не привело к заключению о насильственной гибели диссидента.
В Болгарии он был популярным литератором и журналистом, членом Союза болгарских писателей, однако в какой-то момент вышел за границы дозволенного и начал активно критиковать коммунистическое правительство страны. Власти такое поведение популярного журналиста терпели аккурат до Пражской весны 1968 года, после которой в странах соцлагеря, в том числе в Болгарии, стали закручивать гайки. Марков не вписался в новую действительность, сбежал в Великобританию, женился на англичанке и устроился работать на BBC. На родине его вскоре исключили из Союза писателей, а затем начали изымать его книги из библиотек. Так что по «народной версии» Георгия Маркова убили ядом, содержащемся в шприце в зонтике, агенты КГБ Болгарии.
Член Британской королевской семьи принцесса Уэльская Диана, всенародная любимица (первая жена принца Уэльского Чарльза и мать принцев Гарри и Уильяма) погибла 31 августа 1997 года в Париже в результате автокатастрофы. Официальная причина смерти — несчастный случай.
Около полуночи лимузин Mercedes выехал из отеля Ritz и вскоре разбился в туннеле под мостом Альма неподалеку от Эйфелевой башни. В автомобиле находились принцесса Диана, ее бойфренд Доди Аль-Файед, их водитель Анри Поль и охранник Тревор Рис-Джонс. В результате аварии погибли все, кроме Рис-Джонса, который, в отличие от других сидевших в машине, был пристегнут ремнем безопасности.
Как известно, Диана на тот момент не жила с принцем Чарльзом, открыто встречаясь с миллиардером Доди Аль-Файедом. Одно это уже подтачивало устои британской монархии, ранее таких вольностей в королевской семье женщины себе не позволяли. Кроме того, по версии отца Доди Аль-Файеда, леди Ди забеременела от его сына (что при вскрытии не подтвердилось), и ребенок мог бы стать «неудобным бастардом», а в условиях монархии это всегда крайне неприятно.
По официальной версии, авария произошла по вине водителя Анри Поля, находившегося за рулем в нетрезвом состоянии, которое усугублялось действием антидепрессантов. Однако смерть леди Ди неминуема обросла альтеративными объяснениями, смысл которых неминуемо сводится к тому, что неудобную во всех смыслах принцессу ликвидировали любящие родственники из августейшего семейства.
Первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии, любимец всей советской республики, народный лидер Петр Машеров погиб 4 октября 1980 года под Минском в результате ДТП. Официальная причина смерти — несчастный случай.
Однако в народе официальная версия всегда подвергалась сомнению. О косвенных признаках убийства Машерова заявляла и его дочь Наталья.
Петр Машеров был очень популярен у себя в республике, которая на тот момент жила едва ли не богаче всех остальных «спутниц» по СССР. В 1980 году пошли слухи, что Петра Машерова забирают в Москву на пост главы Совета Министров СССР вместо Косыгина. Наталья Машерова также утверждала, что «отец действительно начал готовиться к переезду в Москву». Понятно, что новый расклад сил в центре мог быть невыгоден кому-то из окружения Леонида Ильича, который якобы сам и пригласил Машерова «порулить» Совмином.
Машеров ехал в «Чайке» в один из колхозов, когда на встречу его лимузину выскочил грузовик, груженый картошкой. Милицейская машина сопровождения успела уйти от лобового удара, а небронированная чайка на скорости более 100 километров в час врезалась в грузовик. Глава Белоруссии погиб на месте.
В пользу версии убийства, по мнению ее сторонников, говорит множество обстоятельств происшествия: Машеров в этот день ехал в «Чайке», а не в бронированном «ЗИЛе», который мог выдержать столкновение с грузовиком; за рулем лимузина сидел новый водитель; первыми на место аварии уже на 5 минуте после столкновения прибыли сотрудники 9-го управления КГБ СССР, очень быстро пригнали автомобильный кран, который растащил машины т. д. Каждая из этих историй про возможное устранение неудобных политических фигур интересна по-своему, но никто из этих людей не обладал тем, что было у Евгения Пригожина — частной армией. Однако в европейской истории есть и такой пример, правда в смерти этого исторического деятеля нет ничего загадочного, его просто убили, и всем известно, кто, как и почему.
Маршал Альбрехт фон Валленштайн — самый известный полководец Тридцатилетней войны, воевавший на стороне Священной Римской Империи, под командованием которого собиралось до нескольких десятков тысяч бойцов, подчинявшихся только ему, потому что платил им только он. Биография этого гиперкондотьера — это сюжет для полноценного романа или хорошего сериала. Он брал города и разбивал крупные армии протестантов, контролировал чудовищные финансовые потоки, становился фактически полновластным правителем целых регионов и даже как-то чеканил собственную монету. Он все время жаловался на тупость и неповоротливость имперских чиновников, на то, что ему вовремя не дают порох, ставил условия императору и иногда эти условия выполнялись… Ничего не напоминает? В конце концов, амбиции и способ ведения дел неугомонного «пса войны» надоели имперской элите и Валленштайна и несколько его штабных офицеров просто убили в результате заговора и подкупа охраны, а подконтрольные ему полки в той или иной степени перешли под имперской командование. «Ничто не ново под луною»…