Posted 24 августа 2023,, 00:16

Published 24 августа 2023,, 00:16

Modified 24 августа 2023,, 00:18

Updated 24 августа 2023,, 00:18

Звезда, масса которой втрое больше Солнца, подошла слишком близко к сверхмассивной черной дыре и была уничтожена ее гравитацией

Астрономы наблюдали, как черная дыра съела звезду и швырнула ее останки в космос

24 августа 2023, 00:16
Фото: NASA/CXC/A. Hobart / Скриншот

Астрономы увидели, как черная дыра съела звезду и выплюнула ее останки в космос

Если звезда оказывается слишком близко к черной дыре, то гравитация последней притягивает к себе звезду и попросту разрывает ее на части. В этот раз «жертвой» оказалась звезда, втрое тяжелее Солнца.

Ученые рассказали, что нашли первое доказательство поглощения сверхмассивной черной дырой самой массивной из когда-либо увиденных в таком событии звезд. Данные нового исследования были опубликованы в The Astrophysical Journal Letters.

Специалисты уверяют, что черная дыра, поглотив свою «жертву», буквально вышвырнула ее останки в космос.

Уничтожение черной дырой своей «жертвы» называется событием приливного разрушения. Если звезда оказывается слишком близко к черной дыре, то гравитация последней притягивает к себе звезду и попросту разрывает ее на части. В этот момент возникает яркая вспышка излучения, которая заметна в оптическом, инфракрасном и рентгеновском диапазоне.

И сама вспышка, и процесс поглощения звезды черной дырой получают свои названия, нынешнее событий получило имя ASASSN-14li.

Процесс поглощения звезды черной дырой
Видео: YouTube

Впервые событие приливного разрушения ASASSN-14li наблюдалось в 2014 году, в центре галактики PGC 43234, расположенной на дистанции 290 миллионов световых лет.

Астрономы наблюдали за событием с помощью рентгеновских обсерваторий «Чандра» (Chandra) и XMM-Newton. Анализ произведенных после смерти звезды выбросов позволил ученым утверждать, что она когда-то имела массу, в три раза превышающую массу Солнца.

Таким образом, звезда оказалась одной из самых крупных, приливное разрушение которых в окрестностях черной дыры получалось заметить.

Утверждается, что рекордсменом по этому показателю можно назвать событие AT 2021lwx, получившее название «Страшная Барби» (Scary Barbie). В опубликованной несколько месяцев назад статье размеры погибшей звезды оценили в 14 Солнц. Однако, есть проблема: тот факт, что ее вспышка возникла именно из-за приливного разрушения, пока точно не доказан.

Добавим, что новые результаты расходятся с данными предыдущего исследования, которое показало, что звезда из события ASASSN-14li была всего в 0,6 раз больше Солнца по массе. Более того, тогда астрономы даже и не связывали окружающее черную дыру вещество с погибшей звездой. Как выяснилось сейчас, это как раз внутренности массивной звезды.

Добавим, ранее ученые из Гарвардского университета нашли самое жаркое место во Вселенной. Как писал портал Live Science, таким местом оказался квазар 3C273. Это ярко сияющая область вокруг сверхмассивной черной дыры, расположенной на расстоянии 2,4 млрд световых лет от Земли.

По оценкам экспертов, температура ядра в этом регионе составляет около 10 трлн Кельвинов (более 10 трлн градусов по Фаренгейту и Цельсию). К слову, температура поверхности Солнца составляет 5500 градусов Цельсия.

Квазар 3C273 обладает настолько сильной гравитацией, что даже свет не может вырваться из зоны его притяжения.