Профессор Зубаревич — о растущих тратах россиян на рестораны: «Это массовый эскапизм»

23 августа 2023, 22:40
Второй год подряд россияне тратят всё больше и больше денег в кафе, барах, ресторанах. Особенно аномальными зонами стали Москва и Краснодарский край. Почему так? Профессор МГУ, экономический географ Наталья Зубаревич рассказала, как проверяла свою гипотезу об эскапизме, выступая перед «бюрократами».

Оборот общепита в России растёт второй год подряд. В 2022-м он вырос на 4,7% (в сравнении с предыдущим годом), и достиг показателя в 2,3 трлн рублей. Для сравнения — это два годовых бюджета Санкт-Петербурга.

Всё бы ничего, но в текущем 2023 году потребительские расходы на общепит продолжают расти с удвоенной силой! В первом квартале оборот увеличился более, чем на 10% и составил 634,8 млрд (в сопоставимых ценах, то есть за минусом инфляции).

Москва в этом смысле «ела и пила» в полуторную силу, объем общепита с начала 2023 года вырос на 19% (в сравнении с 2022 г.).

Такова официальная динамика Росстата.

Увеличивается и количество заведений, и средний чек

Аналитики Сбера, на основании данных эквайринга, подтвердили официальную статистику. Средний чек на заведение по России растет последние два года во всех нишах — и в дорогих ресторанах, и в фастфуде, и в доставке еды.

Спрос заставил рекордно увеличить предложение — к примеру, в масштабах страны количество точек, предлагающих доставку еды, увеличилось вдвое, выручка пошла вверх на 60%, средний чек тоже вырос и достиг 875 рублей. Рост оборота более чем на 100% показали 53 субъекта России! Топ регионов по количеству бизнеса по доставке еды: Московская область, Краснодарский край, Москва, Якутия, Ханты-Мансийский автономный округ.

В Москве средний чек по ресторанам составил 1251 рубль, по клубам и барам — 1289 рублей. При этом у москвичей есть особенность: в столице клиенты стараются посетить как можно больше новых заведений. Только один человек из пяти в течении года возвращается в бар или ресторан, где он уже был.

Рекордная сумма за посещение ресторана в Москве с начала года составила 2 млн 25 тысяч рублей

На втором месте Красноярский край — с чеками на 1 млн 840 тыс. рублей и 1 млн 780 тысяч рублей.

Профессор МГУ, экономический географ Наталья Зубаревич признается, что сильно задумалась, пытаясь разгадать феномен с возросшим стремлением россиян поесть в ресторанах.

Профессор говорит, что рост общепита в 2022 году почти на 5% можно было бы списать на две вещи.

Во-первых, из-за закрытых заграничных направлений вырос внутренний туризм. Соответственно граждане, прежде ездившие в свои отпуска за пределы России теперь отдыхают на родных побережьях и просторах и соответственно там же едят.

Во-вторых, 2021 год еще был ковидным, и ограничения тогда задели, в первую очередь, заведения общепита. В 2022 году резкий рост оборотов кафе, баров, ресторанов, когда их, наконец, стало можно посещать, выглядит даже естественным (эффект низкой базы 2021 года).

Но начался 2023 год, а расходы россиян на общепит продолжают расти, причём еще хлеще. Стало ясно, что собака зарыта где-то не там.

Общепит даёт жару со страшной силой

— Рестораны кафе бары — общепит даёт стране угля со страшной силой. Он рос и в прошлом году и хорошо так рос, и не остановился в этом году. В первые пять месяцев 2023 года — рост ускорился до 12%, в Москве — до 19%. Я долго репу чесала: «Ну, подумай, ну почему — и до жирафа дошло». Это массовый потребительский эскапизм, — говорит Наталья Зубаревич.

Иначе говоря, россияне заедают стресс.

Профессор рассказывает, как проверяла свою гипотезу «на бюрократах», выступая перед ними в различных аудиториях.

— Я просто их спрашивала: «Ну, когда не можешь поехать заграницу, как ездил раньше, когда не можешь купить машину, когда на рынке жилья был 20-процентный рост цен, и непонятно, вкладываться или не вкладываться, когда шмотье, к которому ты привык, как-то поисчезало, что ты будешь делать? Вкусно поесть и хорошо выпить … и сделать вид, что ничего не изменилось. Народ смеется и кивает головой…

С 2022 года случились изменения в структуре потребления населения, нетипичные для прошлых российских кризисов, отмечает Наталья Зубаревич.

Но перераспределение произошло вовсе не из-за того, что упали доходы семей.

Частное потребление анализируют по нескольким секторам. Профессор обрисовывает основные тенденции.

Нетипичное потребление

«В 2023 году в жилищном строительстве после двух лет бурного роста (на 11–13%) начался спад, ввод жилья в январе–апреле 2023 года сократился на 4%. Этого следовало ожидать по двум причинам. Первая и главная — проблемы с продажами уже построенного многоквартирного жилья. Весной спрос сократился, в Москве до 40% выставленного на первичном рынке жилья не находило покупателя. Во-вторых, показатели 2022 года были „разогреты“ статистикой ввода в эксплуатацию индивидуальных домов и дач.

Их доля во всем вводе жилья по стране достигла двух третей, а в Московской области — трех четвертей (вклад Подмосковья в динамику жилищного строительства максимальный — почти 14% всего ввода жилья в РФ). В действительности же эти индивидуальные дома и дачи могли быть построены несколько лет назад, а в 2022 году их владельцы спешно оформляли документы, надеясь получить доступ к бесплатной газификации, объявленной федеральными властями. Однако этот эффект конечен, и в 2023 году неизбежен статистический спад. Это уже видно по показателям «чемпионов роста» 2022 года: в Московской области ввод жилья в январе–апреле 2023 года сократился на треть, а в Чечне — вдвое. В крупнейших мегаполисах ввод жилья сильно сократился только в Петербурге (на 15%); Москва же увеличила его на 17% после прошлогоднего спада.

Розничная торговля медленно выходит из кризиса 2022 года, когда она сократилась на 7%. В январе–апреле 2023 года спад смягчился до –3,6%. Продовольственная торговля сократилась незначительно (на 1,6%); медленнее преодолевался спад непродовольственной торговли (–5,4%) — из-за сокращения продаж автомобилей и ухода с российского рынка многих глобальных компаний (ИКЕА, торговые сети). Хуже всего динамика — в двух крупнейших агломерациях, где глобальные сети были представлены наиболее широко и где концентрировались автодилеры. В январе–апреле 2023 года спад непродовольственной торговли в Москве, Петербурге и Московской области составил 11–14%, но по сравнению с 2022-м (минус 16–22%) он заметно мягче. Население постепенно адаптируется к изменившемуся и подорожавшему ассортименту товаров; кроме того, начал влиять эффект низкой базы апреля 2022 года.

Важно отметить, что динамику розницы в 2022-м и начале 2023 года нельзя использовать в качестве индикатора снижения доходов населения, поскольку основной ее фактор — сокращение предложения непродовольственных товаров, а не спроса.

География и здесь имеет значение: в Южном, Северо-Кавказском, Приволжском и Уральском федеральных округах население уже адаптировалось, оборот розничной торговли превысил уровень января–апреля 2022 года. На юге это можно объяснить слабым проникновением глобальных торговых сетей, но для Поволжья и Урала это объяснение не годится — больше вероятна относительная достоверность статистики».

И, вот, на фоне либо ещё всё находящихся в кризисе секторов потребления, либо лишь постепенно их преодолевающих, вверх аномально рванул общепит…

— Динамика оборота общественного питания (рестораны, кафе, бары) — самый поразительный индикатор. С его помощью понимаем главную особенность адаптации российского населения к изменившейся жизни — стремление не замечать новых реалий, жить как прежде, «заливать» проблемы вкусной едой и выпивкой. В географическом разрезе индикатор также отражает влияние «СВО»: в Севастополе и республике Крым оборот предприятий общественного питания вырос в 2,2–2,4 раза, в Ростовской области — на 77%. Причина очевидна: туда приехало много мужчин с хорошим аппетитом… — говорит Наталья Зубаревич.

Обороты по отдыху, развлечениям тоже растут

К слову, расходы россиян на отдых, развлечения и лечение тоже растут в 2022 и 2023 году (в реальном выражении, с учетом инфляции). По схожим причинам.

Принято считать, что в трудные времена население экономит на услугах. Часть из них — это то, от чего проще всего отказаться. Однако объем платных услуг рос как в 2022 году (на 3%), так и в январе–апреле 2023-го (на 5%). В Москве рост был еще выше — на 11%. Если в 2022 году это можно было списать на подорожание жилищно-коммунальных услуг (две индексации тарифов за год), то в 2023-м индексаций не было, выросли только тарифы на общественный транспорт.

Как можно объяснить, что в подавляющем большинстве регионов объем платных услуг в реальном выражении увеличился?

— Гипотеза очень житейская: машину и мебель купить трудно, поехать отдыхать за границу дорого, поэтому будем отдыхать, развлекаться и платно лечиться дома. Более строгое объяснение звучит так: в 2022-м и начале 2023 года располагаемые доходы почти не сократились, а на стороне предложения — того, что можно на эти доходы потреблять, — происходили драматические изменения. Предложение товаров длительного пользования ухудшилось по критерию «цена — качество», резко сократился такой тип потребления, как иностранный туризм. Это и привело к изменениям в структуре потребления, нетипичным для прошлых российских кризисов, — говорит Зубаревич.
#Расходы #Спрос #Жизнь1 #Бары #Рестораны #Потребительский спрос #Потребительский рынок #Наталья Зубаревич #Деньги #Еда #Общепит #Потребление #СВО #Зубаревич
Подпишитесь