Posted 23 августа 2023, 18:19
Published 23 августа 2023, 18:19
Modified 24 августа 2023, 05:24
Updated 24 августа 2023, 05:24
Самой крупной по числу жертв стала катастрофа Ту-154 в Смоленске, на борту которого находился президент Польши Лех Качиньский. Она произошла 10 апреля 2010 года. Погибли все находившиеся на борту 96 человек — 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Помимо президента Польши и его супруги погибли также известные польские политики, почти все высшее военное командование страны, общественные и религиозные деятели. Они летели в Россию с частным визитом на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынской трагедии. Катастрофа под Смоленском стала крупнейшей по числу жертв среди авиакатастроф, в которых погибали первые лица государства.
Печальную хронологию гибели лидеров государств и видных политических деятелей ведут с 1969 года, когда президент Боливии Рене Барьентос Ортуньо погиб в подстроенной авиакатастрофе.
В 1971 году в авиакатастрофе над территорией Монголии погиб наиболее вероятный преемник Мао Цзэдуна на посту председателя ЦК КПК генерал Линь Бяо. По одной из версий, Линь Бяо пытался бежать в СССР, но был убит китайскими спецслужбами.
31 июля 1981 года при загадочных обстоятельствах погиб в авиационной катастрофе командующий Национальной гвардией и фактический руководитель Панамы генерал Омар Торрихос.
Президент Эквадора Хайме Рольдос Агилера погиб в авиакатастрофе 24 мая 1981 г. при не выясненных до конца обстоятельствах. Ходили слухи, что на Рольдоса было совершено покушение.
19 октября 1986 года в небе над границей ЮАР, Мозамбика и Зимбабве потерпел катастрофу самолет Ту-134, на котором в Мапуту с международной конференции возвращался президент Мозамбика Самора Машел. Вместе с президентом погибло несколько министров из состава мозамбикского правительства. Обстоятельства катастрофы до сих пор в точности не выяснены. Многие в Африке до сих пор рассматривают случившееся как диверсию южноафриканских спецслужб.
17 августа 1988 года с группой сопровождавших лиц президент Пакистана, генерал Зия-уль-Хак Мохаммад на военном самолете «Геркулес С-130» вылетел из Исламабада на военную базу в Бахавалпуре. Вместе с ним летел ряд высших офицеров пакистанской армии, а также американский посол в Пакистане Арнольд Рейфел. Обратно американский посол должен был лететь на собственном самолете, но Зия-уль-Хак убедил лететь вместе с ним, на его самолете. Самолет набрал высоту, но при приближении к реке Сутледж самолет упал и разбился.
28 апреля 2002 года на Буйбинском перевале в Красноярском крае вертолет Ми-8АМТ столкнулся с проводами линии электропередачи, упал и разрушился. На борту погибли семь человек, в том числе губернатор Красноярского края генерал Александр Лебедь. Чиновники инспектировали горнолыжную трассу. Причиной катастрофы стала неудовлетворительная подготовка экипажа Ми-8 к выполнению полета.
20 августа 2003 года в Камчатской области вертолет Ми-8МТ с 17 пассажирами — губернатором Сахалинской области Игорем Фархутдиновым и сопровождающими лицами — отклонился от маршрута, согласованного со службой управления воздушным движением. Вертолет потерял управление и столкнулся с землей, погибли все 20 человек, находившиеся на борту, включая губернатора.
10 мая 2009 года частный вертолет Bell 407 потерпел крушение в лесу близ населенного пункта Малышкино в 45 км от Иркутска, столкнувшись с верхушками деревьев. Воздушное судно было обнаружено полностью разрушенным и сгоревшим. На борту погибли четыре человека — пилот и три пассажира, включая губернатора Иркутской области Игоря Есиповского и первого заместителя председателя Правительства Иркутской области Михаила Штонду. В СМИ высказывалась версия, что катастрофа произошла из-за попытки поднять на борт вертолета тушу убитого на охоте медведя. На фото — Есиповский с соратниками за несколько минут до гибели.