В конце августа в Варшаве соберутся представители МВД Литвы, Латвии и Польши, чтобы обсудить план возможного полного закрытия границ с Белоруссией. Несколько дней назад Литва уже закрыла два пограничных перехода. О том, как угроза закрытия границ отразится на режиме Лукашенко, и насколько реальна эта угроза, — объясняет белорусский политолог Артем Шрайбман.
Он, в частности, считает, что пока для закрытия границ прямо сейчас оснований нет, но они могут возникнуть, так что эти страны просто решили подготовиться, чтобы действовать синхронно, когда это потребуется.
А потребоваться эта мера может в случае новых пограничных провокаций, в том числе с применением оружия, или в случае попыток массовых прорывов:
«Думаю, что такая красная линия и существует для соседей. Вводить запрет — закрывать границу превентивно — немного нелогично, потому что тогда теряется способность пугать этим решением, теряется его устрашающая сила.
Если оно уже будет введено, тогда Лукашенко уже вообще ничего сдерживать не будет. А так это как дамоклов меч, используется этими странами как политический аргумент».
В любом случае, если такое решение будет принято, оно нанесет серьезный экономический удар по режиму Лукашенко, прекратив торговые отношения Белоруссии с Евросоюзом. Что, кстати, скажется и на России, поскольку остановит торговлю и неподсанкционными товарами.
Но больнее всего эта мера ударит по транспортной отрасли и потребительскому рынку Белоруссии, создав дефицит импортных товаров: овощи и фруктов, лекарств, и технологического оборудования, в том числе и для медицинских услуг.
Со временем какие-то торговые связи возобновятся в обход Белоруссии, нл это будет сильно дороже, чем сегодня. Эксперт предположил, что в целом это будет очень напоминать ситуацию с Крымом:
«Белоруссия будет таким Крымом в центре Европы, с железным занавесом по границам, кроме одной — границы с Россией. В Крыму дефицит некоторых товаров, ассортимент бедненький, все дороже. Что-то похожее будет и у нас».
А вот на устойчивость режима Лукашенко закрытие границ вряд ли серьезно повлияет, считает Артем Шрайбман.