Posted 22 августа 2023, 07:51
Published 22 августа 2023, 07:51
Modified 23 августа 2023, 13:44
Updated 23 августа 2023, 13:44
Как сообщили российские СМИ, 17 августа 2023 года Генпрокуратура подала иск против богатейшего предпринимателя России Андрея Мельниченко, который владеет капиталом в $25,2 млрд и занимает вместе со своей семьей первое место в рейтинге журнала Forbes.
Источники РБК утверждают, что иск относится к энергетическим активам бизнесмена, в сделке по приобретению которых, по мнению прокуроров, имеются признаки «извлечения преимущества из недобросовестного поведения» и поэтому возникают основания для взыскания в доход государства «всего полученного сторонами по антисоциальным сделкам». Журналисты напоминают, в связи с этим, что за лето 2023 года это уже четвертый подобный иск прокуратуры об изъятии частных активов в пользу государства. Ранее иски касались «незаконной приватизации» в 1990-х одного из крупнейших производителей метанола и формалина в России «Метафракс Кемикалс» (прокуроры потребовали изъять у нынешних владельцев акции компании), а кроме того, государство намерено деприватизировать рыбопромышленный холдинг «Тефида» и Пермский порт.
Эти события позволили экспертам сделать вывод, что по России вновь бродит призрак деприватизации и национализации. И приводят перечень уже отобранных у бизнесменов объектов: портовые мощности в Мурманске, Калининграде, на Дальнем Востоке и известные производственные объединения на Алтае и в Башкирии. Таким образом, Генпрокуратура продолжает создавать юридические прецеденты, чтобы проводить аудит крупнейших промышленных активов, выведенных из общественной собственности по чубайсовским схемам в середине 90-х.
Причем сегодня это делается с явным намерением обеспечить безопасность и оборонную мощь страны. Так, в конце июля в Волгограде Генпрокуратура хочет изъять у собственника химзавод через 30 лет после приватизации, считая, что бенефициар предприятия Александр Соболевский противоправно завладел «Волжским оргсинтезом», представляющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, сообщает канал «Банки, деньги, два офшора»
Интерес Генпрокуратуры к деприватизации обусловлен тем, что завод выпускает важную для ОПК продукцию. Причём тренд на «возвращение активов государству» может затронуть и другие химические производства с оборонным профилем, считают эксперты.
В этом смысле случай с Мельниченко стоит особняком, поскольку в отличие от многих других отраслей, энергетика в наименьшей степени затронута скандальными «залоговыми аукционами».
Более того, новый кандидат в «раскулаченные» Андрей Мельниченко не просто не попал в олигархи «первой волны» по возрасту, но совсем недавно сам осуждал ту поспешность, с которой в России создавался класс крупных собственников и разрушались крупные госконцерны, пишет канал «paradox _friends».
«Не менее символичен и выбор времени для атаки — как раз 25 лет назад в результате масштабного финансового кризиса позиции многих „олигархов первой волны“ значительно ослабли, что открыло дорогу таким „молодым волкам“, как Мельниченко.
Мельниченковский МДМ сделал ставку на «бросовые активы» — достаточно дешевые в моменте, чтобы их можно было купить, но не слишком маржинальные в перспективе, чтобы иметь из-за этого проблемы с более крупными и влиятельными игроками. (…)
Сибирский мега-проект Сергея Шойгу по известным причинам вытеснен на периферию общественного сознания. Но это вовсе не значит, что наиболее дальновидные отечественные элитарии о нём забыли. «Освоение Сибири 2.0» становится тем более актуальным в свете происходящего на западных границах и едва ли сильно зависит от карьерных перспектив своего, некогда главного лоббиста. Здесь уже скорее логичнее допустить обратную корреляцию.
Но кто владеет сибирской энергетикой — тот в немалой степени будет определять и политэкономическую конфигурацию, и параметры реновации ключевого российского макрорегиона».
Аналитики же канала «Незыгарь» считают, что положительное решение суда откроет дорогу к другим активам, сменившим хозяина после инициирующих приватизационных сделок. Перспектива передела в пользу общества и государства станет реальной для абсолютного большинства «баронов приватизации» — от Абрамовича до Усманова и Кантора. (Единственное исключение — Керимов, который не участвовал в приватизационных схемах).
Таким образом государство может получить в управление активы на сумму не менее триллиона долларов, что при среднем уровне рентабельности в 20-25% позволит иметь инвестиционный и финансовый резервы с лихвой перекрывающие бюджетные запросы.
Выбор в качестве «объекта деприватизации» фигуры Мельниченко будет иметь несомненный положительный социальный эффект. Он известен своими жесткими высказываниями по поводу действий власти на фоне СВО, а также отказом от российского гражданства и даже происхождения, (с целью получить освобождение от санкций) при том, что основной поток доходов генерирует его собственность на территории России.
В ходе разбирательства правоохранительные органы и спецслужбы могут получить обширный массив информации о конкретных лоббистских механизмах с признаками коррупциогенности, а также политическом потенциале олигархических группировок и их представителей во всех ветвях власти. В этой связи они напоминают, что подкомиссия во главе с Моисеевым, замом Силуанова, правительственной комиссии по иностранным инвестициям, в июне 2023 разрешила Мельниченко «в виде исключения» вывести 6 миллиардов рублей в долларовом эквиваленте, чтобы оплатить приобретение замка во Франции:
«По всем признакам создание правовой базы для пересмотра итогов приватизации может стать важнейшей составляющей общего переформатирования общественно-политического пространства с целью лишить влияния и собственности компрадорский олигархат, большая часть которого сменила гражданство и проводит антироссийскую политику в интересах недружественных государств».