Posted 22 августа 2023,, 17:45

Published 22 августа 2023,, 17:45

Modified 22 августа 2023,, 17:47

Updated 22 августа 2023,, 17:47

Изменения в школьной программе: детей научат рожать и воевать

22 августа 2023, 17:45

Психолог Наумова: семьеведение в школах должны вести только профессионалы

В школах грядут перемены: скоро для учеников могут ввести «семьеведение» — чтобы повысить в стране рождаемость. Вместе с этим в курс начальной военной подготовки включили обучение по управлению беспилотниками. Разбираемся, что ждет наших детей и во что превратится их школьная программа.

Мария Соколова

Процесс внедрения семьеведния в школах набирает обороты: на днях Общественная палата и Минпросвещения провели совещание по включению нового предмета в образовательный процесс. Подведомственный Минпросвщения Институт изучения детства, семьи и воспитания представил методическое пособие, которое должно стать основой новой школьной программы.

Чему наших детей научат на семьеведении

Изначально чиновники планировали привить подросткам традиционные семейные ценности и укрепить семейные узы. С учётом того, что по статистике на конец 2022 года в 38% случаев детей воспитывают одинокие родители, вопрос вполне актуальный. Но сейчас приоритеты явно изменились. По мнению Общественной палаты, уроки семьеведения должны решить проблему демографии. То есть повысить рождаемость. Председатель комиссии ОП по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко предложил проводить такие уроки силами православных священников, чтобы наверняка «идти по пути духовных основ».

В свое время даже классические уроки полового воспитания, которые направлены на ознакомление подростков с защитой от нежелательных болезней, включая ВИЧ, и нежелательных беременностей, вызывали возмущение масс. Родители считают, что такие вещи пробуждают нездоровый интерес, повышают сексуальную активность, риск ранних половых связей и беременностей. Но как же не беременеть, если государство требует рожать? А тут ещё открыто планируют повышать рождаемость силами религиозных организаций. Эксперты тоже высказывают настороженность.

Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова считает, что подобные занятия могут встретить серьёзное сопротивление со стороны родителей.

— С родителями часто бывают конфликты, потому что они могут быть очень разного мировоззрения: часть из них считает, что школа должна только знания давать и не надо лезть в воспитание, а остальные могут быть как радикально православными, так и радикально атеистами. Поэтому учителю тоже приходится лавировать между всеми этими ожиданиями родителей и их взглядами. Вникать многие родители не хотят, ориентируясь прежде всего на поступление ребенка в вуз. Если школа будет все больше брать на себя подобные функции, причем в крайне идеологизированном виде, то это вызывает противодействие родителей.

Кто и как будет обучать семьеведению: скрестим с физикой и математикой

В каком виде будут проходить занятия и как часто — вопрос пока открытый. Первый зампред думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая считает, что основы семьеведения можно включить в любую дисциплину, даже в математику. Но Ольга Мирясова не считает это хорошей идеей.

— Пока озвучено два варианта — в одном из них речь идет о том, чтобы пытаться интегрировать идею семьеведения в обычные уроки, то есть изменить в очередной раз ФГОС. И это, конечно, будет ужас — под них программы и учебники меняются чуть ли не каждый год. Туда идеи патриотического воспитания начали внедрять уже 2 года назад, но как в физику внедришь воспитание? Все приспособились как-то. На одном из уроков говорят, что у нас были великие российские физики (примерно 10 минут), и вот они тоже что-то открыли. Но внедрить в физику семьеведение? Это отдает абсурдом. Плюс когда меняются ФГОСы, приходится переделывать рабочие программы, многие их печатаются до сих пор на бумаге и это совсем бессмысленная история. Другой вариант — это допобразование. Ведь программа не резиновая, то есть придется что-то убрать, и что они уберут? Реально нет времени у детей на новые предметы. С допобразованием другая ситуация, оно тоже делится на обязательное и необязательное. Но в любом случае за ним меньше контроля, по нему нет экзаменов и оценок, и поэтому школа более свободна в том, как выстроить всю эту работу.

Ещё важный вопрос — кто будет вести эти уроки? По мнению детского и семейного психолога Натальи Наумовой, недостаточно просто рассказать, как надо делать, и как не надо делать. Чтобы достучаться до подростков, необходимо разобраться в причинах их поведения. А для этого нужны профессионалы, которые сами должны понимать, в чем заключаются реальные причины проблем с институтом семьи и рождаемости.

— Дети становятся все более инфантильными и эгоистичными. Семьи становятся детоцентричными, ребенку много что разрешено, основной упор идет на развлечения, на удовольствия. Дети начинают задумываться о том, что, может быть, им создание семьи и не нужно. Поэтому необходимо проводить работу. Почему дети не хотят заводить собственную семью? Значит, у них есть какая-то травматизация, либо слишком высокая инфантилизация, зацикленность на себе, либо кажется, что ребенок будет как-то ограничивать его жизнь. Поэтому важно прежде всего научить ребенка бесконфликтному взаимодействию со своими сверстниками, с родителями, научиться договариваться, научиться выстраивать границы, то есть увидеть ребенка в семье не как обузу, а как продолжение рода, как возможность выстраивать семейные отношения. Нужно показать плюсы взаимоотношений внутри семьи, показать что ребенок будет большой ценностью в их жизни. Но важно, чтобы с детьми работали психологи или, по крайней мере, педагоги, которые прошли психологическую проработку и не навредят детям своим вмешательством. Потому что нам важно все-таки не принуждать детей, а об этом рассуждать, и чтобы рассуждая, они приходили к выводу, что семья — это действительно ценность.

Однако штатные психологи в школах, независимо от их квалификации, встречаются не так часто, как хотелось бы. К 2020 году только 58,5% учебных заведений имели штатного психолога. Их подготовку тогда, кстати, критиковала Анна Кузнецова. При всём желании возложить эту задачу на психологов не представляется возможным. Поэтому директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин считает, что придётся идти по советскому пути.

— В разное время эта история возникала с разными названиями. В 80-е годы прошлого века это называлось «Основы этики и психологии семейной жизни». И тогда это вели учителя истории и обществознания. Я думаю, что примерно так же будет и сейчас. Может быть, эти часы возьмут заместители директоров по воспитанию.

Также Борис Илюхин отмечает, что очень важно не перегружать детей и учителей подобными занятиями.

— Дети и так перегружены, поэтому «откуда брать часы» на этот урок, из какого предмета — вопрос открытый. С другой стороны, если это в какой-то мере станет частью предмета «обществознание», то почему нет. Говорить про это с детьми надо, речь о формировании определенных ценностей, но большой вопрос — в каком объеме и в каких количествах. Если это 2-3 урока в год — наверное, разумно. А если час в неделю — совершенно избыточно.

Всех интересует, как прокормить детей, а не как их сделать

В идеале общество должно получить крепкие молодые семьи, которые не откладывают рождение детей. Желательно, минимум трёх, чтобы страна выбиралась из демографической ямы. Но школа вряд ли сможет дать чёткий ответ на вопрос, где взять денег, чтобы прокормить большую семью, и как быть уверенным в стабильности завтрашнего дня. Поэтому Ольга Мирясова уверена в том, что влияние подобного образования будет почти незаметным.

— Учителя проводят такие предметы в старших классах во многом формально, потому что у них и без этого много задач. Нагрузка у всех очень высокая. Я думаю, что это все глобально ни к чему не приведет, и в очередной раз хочется напомнить, что людям нужна стабильность, экономическое благополучие, и тогда демографическая ситуация будет улучшаться.

Детский и семейный психолог Наталья Наумова тоже не видит возможности кардинально изменить сознание детей в стенах школы.

— В любом случае на детей не так сильно влияет то, что говорят им в обществе, намного больше влияет то, что происходит в семье. Поэтому работать нужно с семьей. Если ребенок в семье себя чувствует ценностью, соответственно, он хочет создать такую же семью и в дальнейшем.

Не научат рожать — научат убивать

Пока все разбираются с семьеведением и его объемами, в школьную программу 10-11 классов по начальной военной подготовке уже добавили тему беспилотников. Эта программа обучит подростков не только оказывать противодействие беспилотникам и дронам противника, но и расскажет о боевом применении БПЛА, буквально обучит управлению. В свете регулярных новостей о попытках атаки беспилотниками и дронами Москвы, их попадания в здания Москва-Сити, об эффективности «Гераней» и «Ланцетов», невозможно недооценить влияние беспилотников на современном поле боя. И в ближайшем будущем управлять боевыми беспилотниками смогут выпускники средней школы. В советское время учили собирать-разбирать автомат Калашникова, теперь прогресс не стоит на месте. На смену автоматам пришли дроны. Заботящиеся о росте агрессии детей чиновники усердно призывали бороться с виртуальными бойнями компьютерных игр. Решение найдено — пусть воюют в реальной жизни. Не долго школьники пожили вне милитаризации.

Как бы там ни было, все дополнительные программы обучения сталкиваются с проблемой перенасыщения — утверждает Ольга Мирясова.

— От школы сейчас хотя всего: чтобы она рекламировала интересы России в области космонавтики, и чтобы продвигала и семейные ценности и правила дорожного движения.

Но влияние этого на детей будет минимальным, как бы они ни старались, — в утешение родителям добавляет эксперт.