«ИзвЕННите за АшиПки». Чему научат учителя, допускающие по 10 ошибок в шести строках?

21 августа 2023, 22:02
Краснодар. Половина учеников четвертого класса экстренно переводятся в соседнюю школу после встречи с новой учительницей. Педагог словно напрочь позабыла русский язык. Горьким свидетельством стала переписка из чата: в нем преподавательница обращается к родителям с десятью ошибками в 4 предложениях.

Юлия Сунцова

Вот такой скрин из родительского чата выложила в канун нового учебного года мама ученицы 4 класса краснодарской школы №81 Екатерина Горобец. Педагог Любовь П. в том числе должна будет обучать детей правописанию.

В прошлом году в школе №81 сменилось руководство, после чего, по мнению родителей, учебное заведение заметно деградировало.

— Наша замечательная учительница начальной школы Ольга Ю. не выдержала «нововведений» и ушла в другую школу. 81-ую покинули и другие педагоги, методисты, библиотекари. Моя дочь окончила третий класс, и какое-то время мы еще думали, сомневались, мол, посмотрим, какую пришлют учительницу взамен, — рассказывает Екатерина Горобец. — И вот на прошлой неделе в родительский чат вступает Любовь П. На скрине ее первое приветственное сообщение родителям. Ну, на пунктуацию, бог с ней, даже на орфографию мы еще закрыли глаза — мало ли, чего только там коварный автонабор не подсунет (это мы так себя утешали). Но когда учительница спрашивает, на какой остановке живут дети (разве дети могут жить на остановках?) — это уже, извините крах всех теплившихся надежд — ни на секунду колебаний не осталось. Моя дочь в этом классе учиться не будет…

Так решили и другие родители четвероклассников, когда воочию узрели загадочные письмена, вышедшие из-под пера новой преподавательницы.

26 из 38 учеников класса подали заявления на отчисление. Часть из них перевелись в школу вслед за любимой учительницей.

— Семьи экстренно эвакуировались из старой школы. Стали менять прописку в паспорте, чтобы суметь зачислиться в филиал новой школы №7 в Знаменском районе. Те, кто не нашел, к кому там можно временно прописать детей, сняли квартиры, чтобы легализоваться на основе арендных договоров. В итоге из-за массового бегства новая наша школа оказалась перегружена в полтора раза — вместо 1500 школьников (предусмотренных проектной мощностью) в этом году туда пойдут учиться 3500. Параллели первых классов заполнены до литеры «М», пошли уже даже слухи о работе школы в три смены, — рассказывает Екатерина.

Когда родительница забирала документы из старой школы, задала в секретариате накипевший вопрос — а проверяют ли в школе хоть как-то квалификацию педагогов, которых устраивают на работу?

Ей сухо ответили, что у новой учительницы есть диплом об образовании, подтверждающий ее специальность, и по закону отказать ей в трудоустройстве школа не имеет права, если есть подходящие вакантные места. Квалификацию школьные преподаватели обязаны подтверждать раз в пять лет.

Главное — доверительная атмосфера, в школах ее теперь почти нет

Школа же №81 остается в плачевном состоянии. Недобор преподавательского состава. Из школы уходят учителя, которые проработали в ней по 10-15 лет. В учебном заведении в канун учебного года — жирный прочерк по учителю химии, учителю английского языка. Из-за нехватки преподавателей девятиклассники возвращаются домой вместе с первоклашками после 4 урока, хотя в 9 классе проходит в среднем по 7 уроков в день.

— Дело не в зарплатах. Напротив, какими только надбавками и доплатами ни заманивают туда учителей. Никто не хочет идти на работу именно к тому руководству. Для учителей надиктовано слишком много формальных требований — бесконечные отчеты, Всероссийские проверочные работы (которые ничего общего с образованием не имеют и никому, кроме осваивающих бюджеты чиновников, не нужны). Учитель — это призвание. Когда руководство школы стремится превратить преподавателей в бездушные кадровые единицы, настоящие учителя сопротивляются, сколько могут, но потом перегорают и просто покидают школу. Главная причина отсутствия достойных учителей — атмосфера, в которой потеряно базовое доверие между всеми элементами треугольника: родитель — школа — ребенок, — рассуждает родительница.

«НИ» направили в школу №81 запрос о соответствии квалификации Любови П. занимаемой должности преподавателя начальных классов. На момент публикации ответа не поступило.

Екатерина Горобец — мама троих дочерей. Все годы их обучения она старается использовать возможности российской школьной образовательной системы с наибольшей пользой для своих детей.

По этой причине старшая дочь Ника в 2013 году, будучи в последнем выпускном классе, перевелась на семейное обучение, с успехом сдала ЕГЭ и поступила в МГУ.

Младшие дочери — ныне четвероклассница Таня и восьмиклассница Диана — чередуют семейное и очно-заочное обучение. В школе они появляются один-два раза в год, чтобы предоставить результаты промежуточной онлайн-аттестации и получить справку о переводе в следующий класс. Две младшие дочери Екатерины тоже преуспевают в учебе.

Девочки знают, что если не справятся с аттестацией на дому, то вернутся на обучение в школьный класс, и для них эта перспектива звучит действительно угрожающе, рассказывает Екатерина.

Что изменилось в школьном образовании Краснодара за 10 лет?

— Когда моя старшая дочь в 1995 году пошла в школу в Краснодаре, была демографическая яма. Учителя сражались за учеников — мы выбирали первую учительницу и мы выбирали школу. Качество образования, соответственно, было на приличном уровне. С тех пор ситуация сильно изменилась. Иначе как катастрофой я это не назову. Школы переполнены, классы тоже — в них теперь по 40 учеников. Стало больше детишек с аутизмом, СДВГ, дислексией, которым нужен особый подход, индивидуальная программа, и более того — прикрепленные тьютеры, которых, конечно же, тоже не хватает, несмотря на имеющуюся гарантию по закону. Нормальные учителя с такими нагрузками и моральным давлением не справляются, быстро выгорают. И вот — мы доживаем до приходящим им на замену учителей, которые еле родной язык знают. Школы превращаются в места безответственного содержания детей, — говорит Екатерина.

Краснодарские рекорды

В прошлом 2022 году в Краснодарском крае был установлен рекорд по числу школьников — 1 сентября за парты сели 760 тысяч учеников. Население одной только столицы Краснодара за последние десятилетие выросло в полтора раза — с 784 тысяч до 1.121 тыс. человек.

В 2020 году одна из кубанских школ поразила новостью — возможности буквенных обозначений для классов исчерпаны, первоклассникам не хватило мест в первом «Я» классе! Но в департаменте образования города тогда заявили, что возможностей у 71-й школы вдвое больше, чем у кириллицы.

1 сентября 2022 года глава Краснодарского края Вениамин Кондратьев сообщил, что за последнее десятилетие количество первоклассников на Кубани увеличилось в 2,5 раза.

Но за этим демографическим прорывом, очевидно, не поспевает строительство школ и самое главное — в этих школах катастрофически не хватает учителей.

#Школьное образование #Краснодар #Жизнь1 #Образование #Школьники #Школа #Ученики
Подпишитесь