Posted 20 августа 2023, 12:39
Published 20 августа 2023, 12:39
Modified 20 августа 2023, 12:41
Updated 20 августа 2023, 12:41
Накануне нового учебного года родители, чьи дети идут в первый класс, готовятся познакомиться со школой с другой стороны. Из ведомых они превращаются в ведущих и вынуждены отвечать на «старые» вопросы заново. «Новые Известия» поговорили с преподавателями одной московской школы и удивились, как много педагогов понимают, что дважды два — очень часто совсем не четыре. «Вертолетных» родителей просим не беспокоится, они все равно считают, что знают все лучше всех. Для остальных мнения учителей могут оказаться полезными.
Лариса Артемова, преподаватель синтетических курсов на кафедре искусства:
— Мой педстаж как раз около тридцати лет. Мой опыт говорит о том, что дети отличаются, конечно, тем, какая среда формирует их характер и увлечения, тем, какие у них есть возможности для образования и развития — но очень многое (как тридцать лет назад, так и сейчас) зависит от семьи, индивидуальных особенностей и склонностей.
Изменилась, скорее, сама школа, жизнь вокруг… Объемы и характер информации — да, очень. Готовность к дискуссии со взрослым — пожалуй, да, достаточно сильно возросла (и слава Богу). Подростки стали мягче друг к другу. Драки — реже. Чаще встречается дружба между мальчиками и девочками, связанная с совпадением интересов и представлений, без внимания к гендерным различиям. Детей труднее удивить, они реже нуждаются в опеке другого взрослого (не родителя).
В остальном они такие же разные, как и тридцать лет назад))
Кирилл Клопков, учитель истории и куратор в Филипповской школе Онлайн, думает так:
— На этот счет существуют два полярных мнения: кто-то считает, что форма помогает фокусироваться на учебе; другим же кажется, что она лишь сковывает и доставляет неудобства, из-за которых концентрироваться на новой теме урока становится сложнее.
Детям, разумеется, комфортнее всего без формы. Хотя справедливости ради нужно отметить, что порой наличие формальных ограничений (той же формы) помогает ребёнку ощутить рамки рабочего процесса, более продуктивно в них войти. Кстати сказать, если вы помните локдаун, то наличие отдельной одежды многим помогало более продуктивно работать удалённо.
Со своей стороны, я бы предложил пойти на компромисс: ввести какой-то обязательный элемент школьной формы (одинаковые джемперы, значки или галстуки особой расцветки), а в остальном дать ребятам свободу в выборе одежды. Ну, конечно, в рамках приличия!
Лариса Артемова, преподаватель синтетических курсов на кафедре искусства, дает такие советы:
— Если вопрос «как записаться в начальную школу» технический, то ответ очень прост — загляните на сайт выбранной Вами школы и найдите там контактные телефоны и описание процедуры. Если же имеется в виду выбор школы — вот какие факторы надо учитывать:
Отвечает Камилла Ахмедова, психолог:
— В законодательстве не прописаны конкретные знания и умения, которыми должен обладать будущий первоклассник. Тем не менее, у школы могут быть определённые ожидания.
Если вы занимаетесь с ребёнком дома и достигаете прекрасных результатов, стоит помнить, что навыки чтения и письма у ребенка могут быть как конкурентными преимуществами, так и своего рода неудобствами. Если ребенок уже умеет читать и писать, решать непростые для своего возраста задачки, то ему может потом быть скучно на уроках в обычном классе. Не стоит форсировать чисто учебные занятия: это не единственная и даже не главная составляющая подготовки к школе.
Для меня, как психолога, важно, чтобы ребенок мог написать свое имя или что-то простое вроде «мама» или «папа». Пусть печатными буквами и так, что некоторые буквы будут отзеркалены или перевёрнуты, но он должен уметь это делать. Чтению стоит уделить больше внимания — индивидуально этот навык поставить проще, чем в классе.
Иногда родители чрезмерно сосредотачиваются на «технической» задаче овладения чтением и счётом. Но в школе потребуется весь спектр когнитивных навыков: внимание, память и мышление. Когда ребенок может сосредоточиться на несложной задаче, переключиться с нее на другую, выучить стишок, дорисовать недостающую деталь на картинке, пересказать сюжет любимой сказки, все это — отличный показатель. Ну и, конечно, очень полезными будут понимание времени (знание месяцев, времени суток и т. д.) и умение уверенно держать ручку в руке.
Важно не забыть о социализации, мотивации и развитии эмоционально-волевой сферы ребёнка. Например, в школе необходимо, чтобы ребенок уже мог осознавать авторитет учителя, слушаться его, доверять ему в вопросах обучения.
Важна и мотивация: у ребенка к 5-6 годам уже должны быть какие-то интересы и любимые занятия, потому что обычно определенный эквивалент им присутствует и в школе. Та же самая математика может заинтересовать ребенка, увлекающегося компьютерными играми.
Не стоит забывать и о навыках социализации: исследования показывают, что детям, которые ходили в сад или на подготовительные курсы, в школе намного проще устанавливать контакт со сверстниками, принимать правила, переживать победу и поражение, выходить из конфликта и принимать критику от учителей.
Кирилл Клопков, учитель истории и куратор:
— В российских школах дети начинают получать оценки со второго класса. Оценивание само по себе нужно для двух вещей:
— проверка успеваемости ребенка по тому или иному предмету. Она нужна чтобы понять, насколько хорошо материал был усвоен, может ли ребенок рассуждать и строить логические цепочки по определённой теме;
— проверка работы учителя. У каждого педагога, в зависимости от преподаваемого предмета, есть своя образовательная задача, в рамках которой он должен передать ученику некоторые знания, умения, навыки. Таким образом, с помощью балльной системы можно оценить не только работу ученика, но и работу учителя.
Чтобы оценки выполняли свою функцию, следует соблюдать некоторые правила.
В первую очередь, учителя должны стремиться к честному оцениванию. Например, на уроках истории мы можем оценить определенный набор знаний ребенка по предмету, а также набор знаний, которые должен донести ему учитель. Из этого набора можно выделить ряд пунктов, которые педагог может и должен оценить. Тем самым создается система критериального оценивания. В нашем предмете эти критерии могут быть связаны с общим пониманием исторических процессов, с умением находить взаимосвязь между историческими событиями. А в средней школе также оцениваются конспекты, оформление работ и прочие навыки, которые напрямую с предметом не связаны.
Кроме того, не стоит судить ребенка по количеству и уровню оценок в школе. Это относится и к учителям, и к родителям. Детям очень важно мнение значимых и авторитетных для них взрослых, а также то, как эти самые взрослые относятся к их успеваемости. Если ребенка регулярно ругают за оценки ниже «пятерки», то это наверняка заставит его сомневаться в собственных силах и лишит всякого интереса к учебе. Очень важно понимать, что оценки, как хорошие, так и плохие, могут стать мотивацией к изучению предмета. Задача родителей и педагогов — правильно это донести.
Не всегда оценка может показать объективные данные о способностях того или иного ребёнка. Да, конечно, общая успеваемость учитывается при поступлении в ВУЗ, но бездумно гнаться за оценками, зазубривая тексты учебников, не стоит. Куда важнее, чтобы ребенок стремился проявить себя и узнать тот или иной предмет, понять его логику.
Лариса Артемова, преподаватель синтетических курсов на кафедре искусства:
— Детям надо помочь наладить ритм жизни, в котором будни отличаются от выходных и праздников, но содержат тоже маленькие радости, создать максимально удобное рабочее место.
Очень помогает разложить материалы к разным предметам по разноцветным папкам, время от времени помогать ребенку разбирать рюкзак, сделать так, чтобы свободное время было действительно свободным, очень помогает совместное составление плана дня — тогда сам взрослый увидит «узкие места». Задавать вопросы «что было нового», «что ты узнал», «чем помочь», дать понять, что самое важное на этом этапе — не пропускать непонятное, вовремя задавать вопросы. Особенно яркие достижения стоит как-то праздновать.
Нужно беречь мотивацию, учитывать, что игра остается ведущей деятельностью и способом познания, быть на стороне ребенка в конфликтах с преподавателем, но одновременно видеть сильные стороны преподавателя и ребенка и опираться на них.
Лариса Артемова:
— Сложно ответить на этот вопрос в общем виде. Думаю, стоит присмотреться к возможностям дистанционной учебы, настаивать на том, чтобы преподаватели разобрали с ребенком пропущенный материал, просить в детском чате сфотографировать доску после урока, иногда нужны репетиторы, иногда — снижение академических требований до выздоровления. И опять главное — уберечь мотивацию.
© Все права защищены. При использовании информации гиперссылка на сайт newizv.ru обязательна. Полное или частичное копирование материалов сайта newizv.ru запрещено.
Сетевое издание «Новые Известия on-line»
Средство массовой информации зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер серия ЭЛ № ФС 77-79279.
Главный редактор: Андрей Краснобаев, [email protected]
Учредитель: ООО «ГАЗЕТА "НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ"»
Телефон: +7 (495) 640-25-53
Адрес: 121357, г. Москва, ул. Артамонова, д. 16, корп. 3
Реклама: [email protected]