Лунная гонка началась в 70-годы прошлого века, затем на некоторое время приостановилась, сделав передышку после окончания «холодной войны», и сейчас возобновилась с новой силой. Сегодня Луна нужна миру не просто как символ мощи государства, ее покорившего. На земном спутнике нет катаклизмов, там можно создать мегахранилища растений, генетические банки и банки биоразнообразия, проводить астрономические и другие фундаментальные исследования без земных помех. Еще там есть полезные ископаемые. А еще Луна — это плацдарм для перелета на Марс.
Как чувствует себя Россия в этой лунной гонке? «Луна-25» стала первой отечественной лунной миссией за последние 47 лет. Её предшественник «Лунна-24» была запущена в далеком 1974 году. Теперь же нашу страну опережает Индия. На следующей неделе 23–24 августа по плану должен прилуниться индийский аппарат «Чандраян-3». При этом Индия обладает одной из самых молодых лунных программ. У других стран наследие лунных исследований будет побогаче.
О Луне в России вспомнили в 2014 году. Мелочиться не стали и сразу замахнулись на создание обитаемой лунной базы. Первое посещение Луны российскими космонавтами было запланировано на 2030 год, после чего должно было начаться строительство базы. Уже тогда было запланировано создание четырёх автоматических аппаратов: «Луна-25», «Луна-26», «Луна-27», «Луна-38». Предполагалось, что эти проекты будут реализованы в рамках Федеральной космический программы на 2016–2025 годы и потребуют финансирование 28,5 млрд рублей.
В последующие годы шло обсуждение того, какой вид должна иметь лунная база, должна ли она быть постоянно обитаемой или только посещаемой, на чём лететь. Лететь было не на чем, потому что пилотируемый корабль «Орёл» ещё не готов, а «Союзы», которые были спроектированы в 60-е годы, требуют модернизации.
К 2018 году Совет РАН по космосу утвердил лунную программу до 2040 года. Но практические работы касались только «Луны-25». Вместе с этим российские учёные и другие сотрудники «Роскосмоса» продолжали гадать, что и как делать. Лишь спустя год был заключен госконтракт под кодовым названием «Пастораль» за 373,4 млн рублей на разработку трёх этапов программы: «Вылазка», «Форпост» и «База».
Амбиции космических чиновников поутихли в 2020 году: тогда глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что Россия не намерена ввязываться в гонку за освоение Луны. Тем временем с переменным успехом шла работа над «Луной-25», Институт космических исследований РАН заявил о создании прототипа тяжёлого «Лунохода-Геолога», а в сентябре 2021 года объявил конкурс на выполнение контракта по программе «Пастораль-2» — это исследования на тему пилотируемых полётов на Луну в срок до ноября 2025 года за 1,734 млрд рублей.
Сегодня в Роскосмосе заявили о крушении «Луны-25». Вряд ли всю программу закроют из-за этого. На 2027 год запланирован запуск «Луны-26». Это совсем другой космический аппарат, который будет исследовать Луну с орбиты — ему не надо прилуняться. Его задачей будет изучение Луны и обеспечение связи для будущих миссий. Вот такая логика у «Роскосмоса»: сначала, не имея опыта, пытаемся посадить аппарат в малоизученный район, а потом уже занимаемся дистанционными исследованиями и связью. Другие страны увеличивают сложность постепенно и предпочитают быть хорошо подготовленными к прилунению. Но концепция «своего пути» России дошла до космоса.
Впрочем, аварии при реализации лунной программы — это старая советская традиция. У отечественной космонавтики есть масса поводов для гордости, советские аппараты изучали Марс и Венеру в экстремальных условиях, но с Луной вот не везло. Даже запуск первого зонда «Луна-1» с научной аппаратурой и советскими вымпелами (должен был столкнуться с поверхностью Луны и оставить там следы присутствия советской техники) был признан частично успешным лишь с 4 попытки в 1958 году — зонд пролетел вблизи Луны.
Первые лунные программы реализовывались в режиме максимально сжатых сроков и спешки. Только на период 1957–1960 годов было запланировано 10 различных исследовательских программ. Реализовать вовремя удалось только 4 из-за аварий и необходимости проведения повторных запусков. Всего до завершения лунной программы в 1976 году было совершено 45 попыток запуска автоматических станций. 31 попытка завершилась неудачей. Фактически отработка и испытание новых технологий тогда проходило в режиме реальных запусков. И поскольку новыми были все составляющие от ракеты до самого лунного аппарата, а телеметрия — несовершенной, то работать инженерам приходилось методом проб и ошибок.
Пилотируемая лунная программа была утверждена в 1964, но все попытки совершить облёт Луны и вернуть космический аппарат, на котором могли бы полететь люди на Землю, завершились неудачей. 5 аппаратов даже не смогли выйти на орбиту (так завершился проект сверхтяжёлой ракеты-носителя Н1), а данные из 3 более успешных полётов показали, что космонавты в них не выжили бы. Благо, что испытания проходили в автоматическом режиме без экипажа. Власти тогда не решались отдать задачу ни КБ Королёва, ни КБ Челомея, устроив между ними соревнование. Но ни финансов, ни прочих ресурсов на две параллельные разработки не хватило.
Самым громким успехом стали программы «Луна-9» (первая мягкая посадка, свершённая в 1966 году) и «Луноход-1». Это первый в мире планетоход, успешно отработавший на поверхности другого небесного тела. Она работал с 17 ноября 1970 года по 14 сентября 1971 года и проехал 10,5 км.
Впрочем, к тому времени лунную поверхность уже вовсю исколесили американские астронавты на своих роверах. Пилотируемая лунная программа «Аполлон» была принята в 1961 году как ответ на полёт в Космос Юрия Гагарина.
Первая успешная высадка на Луну случилась уже 20 июля 1969 года в рамках миссии «Аполлон-11».
На Луне до 1972 года успело побывать 6 экипажей. «Аполлон-17» стал последней миссией, при которой на поверхность Луны ступила нога человека. Полностью программа была закрыта в 1975 за ненадобностью: превосходство США в лунной гонке было зафиксировано.
За это время произошло только 2 крупные аварии: во время наземных испытаний «Аполлона-1» произошёл пожар, в результате которого погибли 3 астронавта. А экипаж «Аполлона» был вынужден отказаться от прилунения из-за взрыва бака с жидким кислородом и выхода из строя батарей топливных элементов. С риском для жизни экипаж всё-таки вернулся на землю.
Во вторую лунную гонку США вступили в 2010 году (на 4 года раньше России), придумав программу «Созвездие». Именно в рамках этой программы должна была в 2016 году совершить первый полёт ракета SLS. Но сроки были сорваны и по ракете-носителю, и по космическому кораблю Orion. Всё завершилось отменой программы.
А в 2017 году американцы разработали актуальную на данный момент программу «Артемида», основой которой должны стать ракета-носитель сверхтяжёлого класса SLS, космический корабль Orion и окололунная станция Lunar Gateway. Изначально этот проект задумывался как многонациональный. В 2020 году NASA подписало соглашения с космическими агентствами Австралии, Великобритании, Италии, Канады, Люксембурга, ОАЭ и Японии. Позже присоединились Украина, Южная Корея, Новая Зеландия, Бразилия, Польша, Мексика, Израиль, Румыния, Бахрейн, Сингапур, Колумбия, Франция и Саудовская Аравия. Должна получиться лунная МКС. С Россией тоже шли переговоры, но они ничем не закончились.
В 2022 году «Орион» с манекенами и роботами на борту совершил первый испытательный облёт Луны и успешно вернулся на Землю. Обратите внимание: США не пытались сразу сажать технику на поверхность Луны. Спустя полвека они начали с наработки компетенций по облёту Луны, отработке связи и других базовых вещей. Сейчас совсем другие технологии, раньше была аналоговая связь с очень низкой пропускной способностью, теперь же все в цифре и надо передавать десятки мегабит в секунду, это совсем другая задача.
В 2024 году к Луне отправятся первые астронавты, но сначала они тоже просто облетят Луну. Посадка запланирована только на третий полёт в 2025 году, если всё пойдёт по плану.
И хоть сейчас очевидным лидером в пилотируемой программе являются США, именно Китай стал инициатором новой лунной гонки в 2004 году. Лунную программу, основанную на добыче полезных ископаемых (титан и гелий-3 как топливо для термоядерной энергетики будущего), начали разрабатывать ещё в 1998 году. А в 2004 году утвердили «Программу Чанъэ».
Начал Китай тоже с облёта Луны: аппараты «Чанъэ-1» и «Чанъэ-2» в 2007 и 2010 года соответственно вышли на окололунную орбиту и приступили к сбору информации и созданию топографической карты Луны высокого разрешения.
Прилунение было вторым этапом программы. В 2014 и 2020 году китайские аппараты «Чанъэ-5Т1» и «Чанъэ-5» произвели забор лунного грунта и доставили его на землю. Параллельно шло изучение спутника земли с помощью луноходов. Модуль «Чанъэ-3» с луноходом «Юйту» совершил мягкую посадку в декабре 2013 года.
«Чанъэ-4» со стационарным модулем и луноходом «Юйту-2» на борту совершил мягкую посадку в январе 2019 года. Это была первая посадка на обратной стороне Луны.
Третьим этапом китайской лунной программы является создание роботизированной научной станции на Южном полюсе. В мае 2024 года туда должен отправиться первый аппарат — «Чанъэ-6». Он произведёт забор грунта и доставит его на Землю. Следом в 2026 году туда же должен отправиться «Чанъэ-7» с луноходом на основе роверов серии «Юйту». А на 2028 год запланирована миссия «Чанъэ-8», которая должна отработать технологию 3D-печати с использованием местных ресурсов.
Отправлять людей на Луну Китай не планирует — он идёт путём практического освоения Луны. И в этом направлении Поднебесная явно опережает США и демонстрирует наименьшие сдвиги сроков.
Индия пока не ставит перед собой задачи освоения дальнего космоса человеком, как США, или превращения Луны в источник энергоресурсов, как Китай. Но всё равно прочно закрепилась в лунной гонке и планомерно проводит собственные исследования.
В 2008 был совершён удачный пуск аппарата «Чандраян-1». Он вышел на окололунную орбиту, провёл исследования, затем отправил к поверхности Луны ударный зонд, который должен был врезаться в поверхность, и исследовал выбросы грунта с орбиты.
В 2019 году Индия уже рассчитывала на мягкую посадку: автоматическая станция «Чандраян-2» несла на себе посадочный модуль «Викрам» и луноход «Прагъян». Но посадочный модуль сбился с траектории и разбился о поверхность Луны. Сама станция «Чандраян-2» продолжает работу на орбите Луны.
И вот теперь человечество ожидает посадки лунохода со станции «Чандраян-3».
Индийская организация космических исследований (ISRO) уже начала финальную подготовку к прилунению: посадка должна начаться 23 августа в 15:15 по московскому времени. Если все пройдёт хорошо, то луноход должен будет отработать 14 земных суток (он не защищён от холода и работает столько, сколько длится лунный день), изучая минеральный и химический состав реголита. Пока всё указывает на то, что Индия пытается повторить достижения КНР.
Отдельно стоит упомянуть автоматические станции «Берешит» из Израиля и HAKUTO-R из Японии. Первый потерпел крушение на Луне в 2019 году, второй — в 2023 году. Их особенность в том, что это частные проекты, не относящиеся к государственным программам. Луна теперь доступна даже частникам.
Освоение Луны идет уже полвека, но пока дается не легко. Все дело в том, что это очень дорогое удовольствие. Лунная программа «Аполлон» стоила примерно 152 млрд долларов в пересчете на нынешние доллары. Более 14 трлн рублей. Такие вложения по силам далеко не каждой экономике.
В мире сейчас идёт не просто лунная гонка, а битва концепций: освоение космоса человека против сугубо утилитарного использования Луны. У США цель понятна. Выход в дальний космос, освоение Марса. Поэтому и станция называется Gateway. Китайцы нацелены на ресурсы. Где в этой системе координат Россия, сказать сложно, поскольку нет чётко сформулированной задачи и ответа на вопрос, а нам то зачем лунная станция?