Posted 19 августа 2023,, 16:23

Published 19 августа 2023,, 16:23

Modified 20 августа 2023,, 16:04

Updated 20 августа 2023,, 16:04

Спасти «АБВГДейку». Почему закрыли легендарную детскую телепередачу

Спасти «АБВГДейку». Почему закрыли легендарную детскую телепередачу

19 августа 2023, 16:23
Фото: Архив "АБВГДейки"
«„АБВГДейка“, „АБВГДейка“ — это учёба и игра, „АБВГДейка“, „АБВГДейка“, азбуку детям знать пора!». Кто из нас не помнит эти слова и мелодию? Кажется, что «АБВГДейка» была всегда, и это почти правда: в этом году исполнилось 48 лет со дня выхода первого выпуска.

Знаменитая передача радовала юных зрителей вплоть до 2020 года. С тех пор команда «АБВГДейки» безуспешно пытается вернуться на экраны. История очень странная.

Мария Дубинская

Если называть вещи своими именами, то получится следующее — от легендарной детской образовательно-развлекательной передачи «АБВГДейка» российское телевидение отказалось, её бросили на произвол судьбы. И суть проблемы даже не столько в том, что коллектив высококлассных профессионалов лишился, фактически, дела жизни, а в том, что таким образом обокрали наших с вами детей.

Да, для кого-то это станет неожиданностью, но «АБВГДейку» действительно закрыли совсем недавно, всего три года назад. До этого передача, хоть и не без проблем, но находила свой путь к ребятам; основным пристанищем программы в последние годы был канал «ТВ-Центр».

На образовательных телеспектаклях с участием милых клоунов выросло несколько поколений зрителей.

«АБВГДейка» — поистине уникальное явление на нашем ТВ, это не просто один из «символов детства», не просто передача, но передатчик смыслов, если хотите, уже даже часть нашего культурного кода и та самая «времён связующая нить», которую вдруг по чьей-то прихоти оборвали.

А ведь аналогов на нынешнем ТВ попросту не существует. Каждая серия «АБВГДейки» была маленьким шедевром. Учитывая, что современное телевидение давно превратилось в инструмент отупления и обыдления, а деструктивные веяния отразились и на детском направлении, ликвидация «АБВГДейки» кажется уже не просто глупостью или недоразумением, но умыслом.

Кладезь знаний на все времена

Ситуация вокруг «АБВГДейка» это личная боль не только её создательницы Татьяны Кирилловны Черняевой, необходимо понимать, что возобновления любимой программы ждёт огромное количество родителей со всей России, которые осознают, какую важную миссию выполняла передача и чего современные дети оказались лишены.

Немного статистики для понимания масштаба популярности «АБВГДейки»: с февраля 2019 года, когда в ютьюбе открыли канал для сохранения её выпусков, их посмотрели уже более 114 млн раз, цифра продолжает расти. На канале 175 тысяч подписчиков. Многим проектам такие показатели и не снились. Зрители пересматривают архивные записи, надеясь, что программа вернётся.

Выпуски «АБВГДейки» отличает детально продуманный многоуровневый сценарий, благодаря которому дети получают знания из различных областей, особое внимание уделяется русскому языку и культуре. Крайне важно то, что персонажи передачи знакомят маленьких зрителей с морально-нравственными аспектами жизни.

Создатели «АБВГДейки» установили высокую интеллектуальную и этическую планку. Как говорится, такого сегодня днём с огнём не отыскать. Оставляя ребят перед экраном с «АБВГДейкой», родители могут не волноваться, что их дети вдруг увидят или узнают что-нибудь «не то», зато могут быть точно уверены в том, что после просмотра они станут ещё умнее, культурнее, добрее.

«АБВГДейка» не только обучает и развлекает, но и воспитывает. В выпусках звучат стихи и отрывки из русской классической литературы, фрагменты музыкальных произведений знаменитых композиторов, можно увидеть эпизоды лучших советских мультфильмов и т. п.

Темы выпусков «АБВГДейки», можно сказать, вечные, эта передача — кладезь знаний на все времена. Персонажи ведут разговоры о том, что такое совесть, хорошие манеры, любовь, справедливость, прошлое, настоящее и будущее, живая и неживая природа, родословная, сила воли, логика и возраст, почему человеку бывает «скучно и грустно», учатся считать, делить слова на слоги, они рассказывают детям о том, с чего начинается Родина, о правилах безопасности и о многом другом.

«Узнай о ситуации с „АБВГДейкой“, Путин бы удивился»

В январе этого года Татьяна Черняева, отметила важный юбилей, однако время над «мамой „АБВГДейки“» не властно. Татьяна Кирилловна из тех людей, о которых принято говорить, что энергии им не занимать, человек потрясающего обаяния и жизнелюбия. А ещё, редкой, по нынешним временам, интеллигентности. Мы встретились у создательницы и бессменной ведущей «АБВГДейки» дома.

— Татьяна Кирилловна, пожалуйста, расскажите, как же так вышло, что «АБВГДейку», которая столько десятилетий была неотъемлемой частью детства, закрыли?

— Всё банально. К сожалению, мы были вынуждены остановить производство по причине того, что нас больше не смогли финансировать. Ни у телеканалов, ни у государства не находится средств на нас. С 2020 года мы регулярно пишем заявки на гранты, последний раз подавали обращение этой весной, но нам постоянно отказывают.

При этом, когда мы на самых разных уровнях рассказываем о нашей проблеме, все говорят, что, безусловно, «АБВГДейка» — проект очень важный и нужный.

Нас поддерживают многие известные люди, уважаемые организации и учреждения, например, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Национальное агентство развития семейного контента, Институт русского языка им. Пушкина, Детское радио, Детский музыкальный театр «Домисолька», Уполномоченный по правам ребёнка в г. Москве и т. д.

Отмечу, что концепция программы, её социальная направленность, популярность среди миллионов маленьких телезрителей и их родителей — всё это абсолютно соответствует целям, поставленным президентом Путиным в рамках программы «Десятилетие детства» (2018–2027 гг.). Но, к сожалению, когда мы отправляем заявку на грант, эксперты, которых мы даже не знаем, инкогнито, нас блокируют. «АБВГДейка», выражаясь современным языком, это известный бренд, передача любима и детьми, и взрослыми, востребована, но почему-то мы попали в немилость к тем, кто отвечает за финансирование подобных проектов…

— Получается, конкретно неизвестно, что является причиной отказов?

— Чёткой формулировки нет, но я как раз очень хорошо понимаю, что происходит. Сейчас сама жизнь такова: сместились понятия, что такое хорошо и что такое плохо.

То, что льётся с экрана сегодня… Ведь детей теперь воспитывают сплошные монстрики, скелетики, пони с суперспособностями…

В России уже сколько лет празднуют Хэллоуин, надевают страшные маски на ребят, подсовывают им ужасные игрушки… Да вы и сами, будучи автором проекта «Монстры, вон из детской!», хорошо всё это понимаете.

Вот именно это в сфере детства на первом месте. Точнее, очень хочется сказать, что было на первом месте до недавнего времени. Слава Богу, президент прямым текстом обозначил направление: нужно усиленно популяризировать свою культуру, своих героев и традиции.

— Татьяна Кирилловна, заметила у вас статуэтку «ТЭФИ» за «АБВГДейку», благодарность от Владимира Путина, диплом лауреата премии Правительства Российской Федерации в области СМИ «за многолетнее производство и ведение образовательной программы для детей и юношества». Очень интересная получается ситуация, парадокс: президент и правительство выражают вам благодарность за труд на благо подрастающего поколения, но кто-то «на местах» при принятии решений в отношении «АБВГДейки» игнорирует все эти высокие знаки внимания и регалии.

— Позволю себе дополнить этот список. Наш артист Сергей Балабанов, исполняющий роль клоуна Клёпы, в 2019 году был награждён медалью «За заслуги перед Отечеством». Кроме того, весь коллектив «АБВГДейки» отмечен грамотами Министерства связи и массовых коммуникаций. Но, похоже, никакие заслуги значения в сложившихся обстоятельствах не имеют…

Если бы на каком-нибудь совещании у президента кто-то упомянул о закрытии «АБВГДейки» и о том, что уже несколько лет наша команда безрезультатно бьётся за возобновление передачи, Владимир Владимирович, вероятно, искренне удивился бы… И тогда ситуация начала бы меняться… Вижу в лицах, как всё это могло бы быть.

— Возможно, тогда бы действительно «зашевелились»… Понятно, что сейчас стране «не до игрушек», но, в конце концов, вопрос о том, какими растут дети — из категории нацбезопасности, ведь «сегодня дети — завтра народ».

— Именно. Вообще, деструктивные тенденции на ТВ я заметила ещё лет двадцать назад, а то и больше, когда на наших глазах начали постепенно уничтожать детское телевидение, просто убивать! Мне всё очень быстро стало понятно. Телевидение для детей оказалось «невыгодным», поэтому от него отказались. Но детское ТВ не может быть коммерческим, у него иные задачи.

Детское телевидение — это про формирование будущих граждан страны, а не про зарабатывание денег. Но не всем это было ясно, декларировать это стало невыгодно.

В итоге всё скинули на канал «Карусель», который выбрал своим направлением анимацию. Мне от всего этого очень грустно. Да, эта анимация сделана профессионально, интересно — но она уводит ребёнка в «бессемейное царство». Туда, где нет пап и мам, нет бабушек и дедушек, нет нормальной семьи…

Моя семилетняя правнучка смотрит в тот же экран, что и большинство детей. Обожает волшебных пони, у неё целый табун таких игрушек, это составляет её детское счастье. Но я приглядываюсь и делаю выводы.

Вот, например, гляжу: лошадки какие-то скачут. Прислушиваюсь: «Если Рарити перенесёт Луну на два градуса вправо, а Каденс на три градуса влево перенесёт Солнце, моя магия удвоится!». Магия, магия, магия!

— Да, это большой вопрос: а где нормальный человек-то? Его сегодня в мультипликации практически нет, сплошной мир иллюзий, мир ирреальный.

— Ирреальные персонажи действуют в ирреальной действительности. А потом вырастают взрослые, которые ничего делать руками не умеют и не понимают, как в реальной жизни себя применить.

Анимация — это индустриальные проекты, они делаются для того, чтобы ребёнок пришёл с родителями в магазин и захныкал: «А у меня в коллекции этого нет!». Все эти мультфильмы о пони, которые одна от другой отличаются лишь тем, что у этой на бедре яблочко, а у другой искорка, ориентированы на одно: «Мама, купи!».

Кстати, справедливости ради, расскажу, что мы тоже хотели открыть анимационное направление и начать создавать мультфильмы по мотивам «АБВГДейки», как этакую альтернативу тому, что показывают сейчас, но развития идея не получила, этого не случилось.

И всё же, понимаете, мы себя позиционируем — и тем и хороши — что мы единственная программа, которая социализирует детей в условиях человеческих. С людьми, среди людей. В обстоятельствах, приближённых к жизни. Это очень важно.

У нас не какие-то там непонятные «фигурки» общаются с ребёнком, у нас клоуны — живые, с настроением, умеющие сострадать, плакать, смеяться и дружить. Даже вдвоём против третьего умеющие дружить — как порой и бывает в детстве. Это настоящие ситуации, которые близки и понятны каждому ребёнку. При этом присутствует и элемент сказки, ведь в Школе «АБВГДейки», где учатся клоуны, всегда есть место чуду, доброму волшебству.

— Расскажите, пожалуйста, об истории создания и концепции «АБВГДейки» подробнее.

— Решение о создании «АБВГДейки» было принято в отделе дошкольного воспитания Министерства просвещения СССР. Это был чистый «госзаказ», как бы сейчас сказали. И я до сих пор считаю, что мы абсолютные государственники.

48 лет нашей «клоунской» жизни показали и доказали, что это была чудесная находка Эдуарда Николаевича Успенского: клоуны — это и не взрослые, и не дети. Они могут ошибаться, над ними можно шутить и им не будет обидно. Эти шалуны могут по несколько раз повторять одно и то же и не будут выглядеть при этом дураками.

И ребёнок перед экраном чувствует, что он остроумнее, чем Клёпа, умнее, чем Шпилька. Потому что он-то уже догадался, а они — ещё нет. Ну и в финале приходит учитель, если нужно — журит, всё объясняет и расставляет по полочкам. А дальше? Дальше — покаяние и прощение. «АБВГДейка» очень логична.

Наш проект заточен на то, чтобы развлекать, обучать и социализировать. Весело, но при этом всегда будет нравственная составляющая, в яркой обёртке, чтобы ребёнку было интересно.

— Хотелось бы узнать немного о клоунах «АБВГДейки».

— За годы существования передачи в «АБВГДейке» снялся 21 клоун. Для каждого поколения была своя команда. У нас снимались такие известные актёры как Семён Фарада, Александр Филиппенко, Татьяна Непомнящая, Евгений Балашов, Ирина Асмус, Виталий Довгань… Думаю, многие хорошо помнят их.

Большую помощь передаче оказывала Тереза Ганнибаловна Дурова и её Театриум на Серпуховке. В последние годы костяк сформировали артисты Светлана Малюкова (Шпилька), Сергей Балабанов (Клёпа), Александр Вдовин (Печкин), Дмитрий Тихонов (Гоша Пятёркин), Кристина Асмоловская (Кристина Алексеевна), Ксения Кузнецова (Ксюша Сергеевна), Светлана Юрьевна (Веста Буркот). Я была директором школы «АБВГДейки» и зачитывала письма ребят.

Все герои у нас имеют своих поклонников. Мы даже выяснили, что эта любовь распределена равномерно. Это очень интересные вещи. Понимаете, 48 лет любви зрителей — наверное, мы что-то всё-таки делали правильно?

— Безусловно! Татьяна Кирилловна, в моём понимании, «АБВГДейка» должна быть «нарасхват», за неё ещё и соревноваться должны, какому каналу достанется. Вы рассказали, что передачу в своё время учредило Министерство просвещения СССР. Неужели сегодня её не может взять под крыло нынешний Минпросвет или Минкульт?

— Наверное, может. Но — хочет ли? Мы пробовали обращаться в эти ведомства, но пробиться дальше «общественной приёмной» — невозможно. Это в советское время я могла общаться с любой инстанцией напрямую…

Сегодня же делаю вывод, что у министерства более нет подобной задачи — заниматься просвещением юного зрителя через детское ТВ…

А ведь с точки зрения подготовки ребят к школе, мы Министерству просвещения должны быть очень интересны, и, уж простите за это определение, выгодны, приходится изъясняться в духе времени. «АБВГДейка» в этом смысле — огромное подспорье. И, кстати, в период пандемии мы очень хорошо это поняли по востребованности наших передач, которые в сути своей являются маленькими уроками. Кстати, министерству выгодно было бы опекать такую передачу даже по деньгам, потому что мы умеем снимать быстро и качественно, время — это весомая часть расходов. А главный «выгодоприобретатель» — снова простите за термин — само государство. О роли детского ТВ в формировании подрастающего поколения мы уже упоминали.

— У «АБВГДейки» уникальные сюжеты. Мы дома смотрим на ютьюбе любимую передачу регулярно, обожаем, восхищаемся тем, как подаются сложнейшие темы. Расскажите, пожалуйста, о ваших сценаристах.

— Наверное, моя главная заслуга в том, что я создала замечательную команду. Эти люди не просто профессионалы, но профессионалы порядочные, они понимают, что мы создаём — для детей. Режиссёрский состав, актёрский, костюмеры… На особом счету — сценаристы. Все авторы у меня штучные, они знают, как писать для телевидения. Один автор, Анна Завгородняя, в Петербурге, другой в Крыму — Ленора Сеит-Османова, двое в Москве — Анна Скорина и Елена Моногарова, ещё один автор живёт в Перми — Павел Касаткин.

Казалось бы, передача у нас — клоунская, верно? Но мы зачастую рассказываем о важных и сложных вещах. Наши потрясающие авторы делают это необыкновенно изящно.

— Отдельно хотелось бы отметить тот уровень русского языка, на котором общаются персонажи «АБВГДейки». Это очень обращает на себя внимание. А ваш поставленный голос, манера разговаривать, Татьяна Кирилловна, это вообще какая-то недостижимая сегодня, космическая высота…

— Моё поколение училось русскому языку по спектаклям Бабановой, по радиопередачам с Литвиновым… Кто сейчас помнит эти фамилии? Единицы, профессионалы… Когда заканчиваю свои мастер-классы, на встречах всегда говорю родителям и детям: если вы хотите научиться хорошо говорить, слушайте аудиокниги. Но! Важно, чтобы в роли чтецов были люди, рангом не ниже, чем заслуженные артисты России. Иного способа нет.

Тот сленг, который мы сегодня слышим на улицах — от этого ведь уши в трубочку закручиваются. Заметила, кстати, что у девочек часто какая-то ноющая капризная интонация.

В «АБВГДейке» строго-настрого запрещено придуриваться, скатываться к жаргонизмам. Все герои говорят на чистом русском языке. Это очень категорично, очень принципиально.

И когда где-то на ТВ я слышу какое-нибудь «каля-маля», когда кривят рот и искажают произношение — это никакой не клоун. Это подделка, а ещё — просто плохая, непрофессиональная работа.

— На ваш взгляд, как так вышло, что сегодня в самых разных сферах жизни происходит деградация? И сфера детства, естественно, не исключение, а ведь дети, как говорится, наше будущее…

— Вот здесь я хотела бы вас поправить. Дети — наше настоящее. Будущее — будущим, но дети именно сейчас проживают свою жизнь, своё уникальное и неповторимое детство. Поэтому у них именно сейчас должны быть хорошие книги, хорошие фильмы и мультфильмы, хорошие передачи.

А картина сегодня действительно печальная. Я могу сравнивать, естественно, только с Советским союзом, когда «всё лучшее» было — детям, не понарошку, а всерьёз. Сейчас же «всё дорогое — детям».

Последнего лишусь, костьми лягу, но образование ребёнку дам! Причём образование, которое заключается в том, чтобы на один из четырёх вопросов обозначить ответ «галочкой». Конечно, никакое это не образование.

Я заканчивала школу в маленьком городке, после войны, я 1943 года рождения. У нас были потрясающие педагоги. В классе учились девятнадцать человек, было пять медалистов, я в их числе, тоже закончила школу с золотой медалью.

Всех преподавателей помню поимённо. Мы классный час проводили сами, ставили спектакли сами, устраивали соревнования санитарных дружин… Такое время было счастливое, прекрасное интересное детство!

Знаете, когда мне говорят: «Татьяна Кирилловна, а вы умеете…?» Я не даю договорить: да, умею, а что именно? Потому что меня всему научили в школе!

Первые деньги я заработала в пятом классе, когда нас отвезли на прополку кукурузы. Помню: длинный ряд, до горизонта, и тяпочка. Но как же всё это было хорошо и весело! Работали до упаду, мозоли даже были. За двухнедельную работу в колхозе вместе с классом я получила 165 рублей. Была совсем другая жизнь. Нас всему учили, а мы с большой охотой всё учились делать сами.

— Татьяна Кирилловна, а где вы снимали «АБВГДейку»?

— А где только ни снимали! В студии, в цирке, на природе; когда, в перестроечное время не было денег, снимали прямо во дворе, на Шаболовке… У меня даже была такая присказка: если мне дадут миллион, я выстрою букву «А» в небе самолётами, а если дадут три копейки — нарисую букву «А» на асфальте. И то, и другое будет «АБВГДейкой»!

Постановщики с «Мосфильма» иногда в нашем чате пишут: мы так по вам скучаем, когда вы уже вернётесь…

— А уж как скучаете вы!

— Это правда… И ведь, понимаете, у нас есть всё: первоклассная команда, готовая в любой момент приступить к работе, есть идеи для новых выпусков, мы знаем — что, как, где, куда… Мы очень любим детей, мы видим, что происходит сегодня, мы всем сердцем переживаем за них… Мы очень хотим, чтобы наши дети росли умными, культурными, ответственными… И мы можем в этом помочь.

Не хочется о грустном, но век человеческий конечен. Я об этом размышляю. Но я всегда помню, что у меня есть мои дорогие Клёпа, Шпилька, Пятёркин, Печкин из телешколы «АБВГДейка», которые прекрасно смогут делать передачу без меня.

Про «облака» пока не буду, лучше скажу так: я буду смотреть на своих «клоунов», допустим, откуда-нибудь с печки, пенсионерочкой. И я точно знаю, что так, как умеют они, сейчас на детском телевидении не умеет никто.

— Татьяна Кирилловна, благодарю за рассказ о любимой «АБВГДейке». Очень верю, что удастся отстоять и вернуть «АБВГДейку» детям. В завершении интервью вспоминается песенка из вашей передачи, написанная Владимиром Шаинским, пусть её слова станут пророческими: «Шлёт вам свой привет, ждёт дальнейших встреч „АБВГДейка“, Просит всё, что было, в памяти сберечь „АБВГДейка“. Вот она уходит с вашего экрана, „АБВГДейка“, Но она вернётся, поздно или рано, „АБВГДейка“!».

П. С. Уважаемые читатели, в ближайшее время на соответствующей платформе появится петиция в поддержку возвращения «АБВГДейки» на телеэкран, будем держать вас в курсе.