ИРИНА МИШИНА
События, связанные с блокировкой Царьграда в Казахстане, развиваются, как снежный ком. Блокировкой все не ограничилось.
Напомним, сайт российского телеканала «Царьград» был заблокирован в Казахстане по решению министерства информации и общественного развития республики — с формулировкой за «экстремизм». Одним из поводов для блокировки стала новость под заголовком «Казахские националисты терроризируют русских женщин накануне Дня Победы». На самом деле «Царьград» заблокирован в республике уже давно, но точно не насовсем: даже Министерство информации открытым текстом говорит, что для восстановления доступа достаточно удаления подобных новостей.
После новостей о блокировке сайтов «Царьграда» (их два) на интернет-страницах СМИ появились сообщения о том, что в Казахстане «началась охота на защитников русского мира». Далее последовала гневная отповедь. В некоторых пассажах Царьграда даже начали читаться призывы к активных действиям. Чего стоит, к примеру, высказывание Александра Дугина: «С гонения на русские патриотические медиа начинается, как правило, нечто ужасное. Думаю, стоит исправить это недоразумение».
Многие «патриоты» дошли даже до сравнения Казахстана с Украиной 25-летней давности.
Но все ли так печально в наших отношениях с соседней страной?
«Казахстан — одна из немногих стран, которые являются для России „мостом“ на Запад. Именно через Казахстан у нас идет большая часть параллельного импорта. Токаев — компромиссный политик, который хотя и является западно ориентированным, но выступает за экономическое сотрудничество с Россией. Если обобщать, то многие страны, где русских много, делают в последнее время некие демарши. В Турции, например, перестали принимать наши банковские карты. Что до партнерства, то многие страны хотят больше. Недавно таджикский лидер Эмомали Рахмон заявил, что страна не хочет больше быть „подшефным“, а выступает за „равное“ сотрудничество с Россией», — считает политолог Илья Гращенков.
Русские — вторая по численности национальная группа в Казахстане. По данным на 1 января 2023 года, русские составляли 15,18% населения страны (3 000 611 человек)[. Большой поток российских релокантов хлынул в Казахстан после начала частичной мобилизации в сентябре 2022 года. По некоторым данным, в эту республику уехало до 1,66 млн человек. Цифра может быть не точной, но о том, что поток хлынувших в Казахстан россиян был мощным, говорит хотя бы то, что только за первые 2 недели после объявления частичной мобилизации в Казахстан въехали свыше 200 тысяч граждан России. Случалось, что были и недовольные. К примеру, газета «Новосибирск Онлайн» приводит такой рассказ сибиряка, уехавшего в Казахстан:
«Пару раз я замечал, как казахи косо смотрят на русских, которых стало заметно больше. В Алма-Ате ко мне подошла женщина, которая была возмущена тем, что в стране много приезжих из разных городов России: Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга. Еще одна неприятная ситуация произошла в центре обслуживания населения (ЦОН), когда я получал ИИН (аналог российского ИНН). Я пил кофе, пока ждал свою очередь, рядом сидел пожилой казах, он несколько раз посмотрел на меня, а после сказал: „Вы, русские, понаехали, а кто родину защищать будет?“.
Тут не лишне заметить, что Казахстан принимает не только релокантов, но и российских туристов. С начала 2023 года Казахстан посетили более 58,2 тыс. туристов из России.
«Если вы хотите найти врагов — вы их всегда найдете. Вопрос в массовости и распространенности русофобских настроений. А этого нет, Казахстан очень терпеливая страна, которая хочет, чтобы с ней разговаривали на равных. Каких-то социологических исследований, которые говорят о русофобии в Казахстане, на сегодня нет. Могут быть отдельные радикалы, но всю страну мерить этой линейкой нельзя. Отношения с соседями и партнерами на самом деле надо беречь», — считает политолог Александр Кынев.
Стоит заметить, что реакции Кремля на какие-либо недружественные настроения со стороны Казахстана не последовало. Напротив, страна остается одним из главных экономических партнеров России. Казахстан вообще позиционирует себя как очень открытая страна — и для торговли, и для туризма, и для внешнеполитического диалога. В страну приезжают и арабские лидеры, и западные президенты. В Казахстане постоянно говорят о расширении безвизового режима с другими странами, планируют открытие прямых авиарейсов.
История с «Царьградом» ставит достаточно серьезный вопрос к российским СМИ, которые зачастую начинают действовать совершенно перпендикулярно и государственной политике, и здравому смыслу.
«Контент надо давать более корректный. Бросаться отношениями с ближайшими союзниками — непозволительная роскошь. А ведь Казахстан — незаменимый партнёр России. Так сложилось и политически, и экономически. Жаль, что у нас допускают такие эксцессы в отношении исторических союзников. Казахстан может защищать свою идентичность, но это естественное право любой страны», — считает политолог Александр Кынев.
Одним словом, мерить отношения России с Казахстаном «Царьградом» точно не стоит.