Posted 17 августа 2023, 16:22
Published 17 августа 2023, 16:22
Modified 23 августа 2023, 08:27
Updated 23 августа 2023, 08:27
Р-ФОН — явление действительно уникальное. Во-первых, его разработкой занимается не стартап бывших студентов, а компания очень близкая к власти и административному ресурсу. Во-вторых, на Р-ФОН загружается операционная система собственной разработки. И она создана вовсе не на базе всем привычного Android.
Создало и сам смартфон, и операционную систему Rosa Mobile ООО «НТЦ ИТ „Роса“, конечным бенефициаром которого является Леонид Рейман — бывший глава Минцифры. Он вложил деньги в создание компании ещё в 2015 году. В 2015 году „Роса“ победила в конкурсе Минцифры на предоставление гранта в 2,5 млрд на разработку операционной системы (на сегодняшний день участие, победу в конкурсе и получение гранта в компании отрицают). Это случилось спустя несколько месяцев после реорганизации: „Роса“ как независимый разработчик программного обеспечения попала под контроль зеленоградского завода микроэлектроники „Ангстрем-Т“, также принадлежащего Рейману. „Ангстрем-Т“, кстати, в 2019 году был объявлен банкротом из-за невозврата государственному ВЭБ. РФ средств по кредитной линии на 815 млн евро. Из состояния банкротства предприятие вышло только в 2022 году.
Производить смартфон будут на производственных мощностях компании «Рутек», которая специализируется на контрактной сборке электроники. Она тоже принадлежит Леониду Рейману. Кстати, два года назад «Рутек» приобрёл 51% акций компании «Агат — российские технологии», которая занимается IP-телефонией и системами оповещения. Так в клиентском портфеле компании оказались ФСБ и Госдума.
Вероятно, собран Р-ФОН на готовых импортных комплектующих, поскольку в России отсутствует производство подходящих чипов. Процессоры «Эльбрус» от МЦСТ имеют специфическую архитектуру, к тому же по габаритам и энергопотреблению подходят персональным компьютерам и серверам, но не смартфонам. Такая же ситуация и с процессорами «Байкал» с той разницей, что там используется более привычная архитектура ARM. К тому же «Байкалы» выпускаются на азиатских фабриках.
Самый известный из отечественных смартфонов — это появившийся в 2013 году YotaPhone с двумя экранами. Отечественной там была разве что разработка. Производился он в Китае из китайских комплектующих, управлялся ОС Android.
Начиналось всё хорошо: в 2010 году глава «Ростеха» Сергей Чемезов даже показал прототип Дмитрию Медведеву, мировая премьера состоялась в Лас-Вегасе. Но продажи не пошли. Вряд ли сейчас кто-то вспомнит, что в 2014 году появился YotaPhone 2. В итоге в 2019 году Верховный суд Каймановых островов признал компанию Yota Devices банкротом из-за непогашенного долга в 1 млн долларов.
Но YotaPhone создавался хотя бы за счёт частных инвестиций — предприниматели вложили в создание глобального бизнеса порядка 50 млн долларов. YotaPhone можно было назвать отечественным с большой натяжкой, но и государственных денег на него не тратили.
Куда интереснее дела обстоят с другой отечественной разработкой — операционной системой «Аврора». В феврале 2017 года появились новости о появлении первого смартфона с отечественной ОС. Ну почти отечественной. Смартфон Inoi R7 работал на ОС Sailfish RUS от компании «Открытая мобильная платформа» (ОМП). По сути, это была ОС Sailfish от финской компании Jolla (корни этой операционки и самой компании Jolla уходят к смартфонам Nokia c ОС MeeGo, которые проиграли борьбу Android и iOS).
Развитие смартфон на базе Sailfish RUS получил в 2018 году после того, как 75% ОМП и компанию Jolla купил государственный «Ростелеком». Тогда операционка получила более патриотичное русскоязычное название «Аврора». Смартфоны Inoi должны были предназначаться в первую очередь госслужащим. «Почта России», например, закупила 15 тыс. таких смартфонов.
Привлечь простых покупателей Inoi на «Авроре» не смог — вряд ли кому-то в современном мире понравится, что на телефон нельзя просто взять и поставить свежие версии приложений. И уже в 2018 году зарегистрированная в подмосковных Химках компания переключилась на продажу простых бюджетных смартфонов на ОС Android. Производство, как было в Китае, так там и есть. А в 2022 году компания Inoi ушла из России и стала позиционировать себя как эстонский бренд.
Зато ростелекомовский ОМП никуда не делся и продолжает деятельность. Не сказать, что успешно, но поддержка государственного гиганта позволяет компании оставаться на плаву. В прошлом году разработчик ОС «Аврора» получил выручку на 68 млн рублей. Это на 42% меньше, чем было в 2021 году. Но это полбеды — убытки в прошлом году составили 1,11 млрд рублей. То есть компания почти ничего не зарабатывает, но зато активно тратит. Немалая часть денег просто оседает в карманах сотрудников: зарплатный фонд для 230 человек составляет 456,4 млн рублей.
«Как бы отечественных» смартфонов у нас хватает: в России регистрируется компания с торговой маркой, заказывает в Китае готовые смартфоны со своим логотипом и занимается продажами. Но даже в таком виде отечественные бренды не смогли завоевать популярность в России.
В I квартале 2023 года в России, по данным «Марвел-дистрибуции», было продано 46900 смартфонов так называемых отечественных брендов BQ-Mobile, Black Fox, Vertex и Inoi («Марвел» все ещё относит эти смартфоны к отечественным брендам). Это на 53% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Но это всего лишь 0,6% всех продаж мобильных телефонов и смартфонов в стране. Годом ранее они занимали 1,4% рынка.
Люди в низшем и среднем ценовом сегментах, где представлены «как бы отечественные смартфоны», предпочитают известные китайские и корейские бренды — Xiaomi, Samsung и другие. В таких условиях завоевать сердце покупателя непросто. К тому же Р-ФОН столкнётся с той же проблемой, что техника на «Авроре»: ограниченное число работающих приложений. На Р-ФОНе можно будет запускать только некоторые из имеющихся Android-приложений. Все приложения, которые используют геопозицию (а таких всё больше), на новом смартфоне не заработают. Поэтому расчёт только на госструктуры. По оценке НТЦ ИТ «Роса», в России имеется 35 млн автоматизированных рабочих мест, попадающих под специальные требования.
В Минпромторге с подачи ФСБ сотрудникам уже запретили использовать в служебных целях iPhone с 17 июля 2023 года. На очереди другие министерства. На смартфоны с Android запреты пока не распространяются, но порой всё меняется очень быстро. Без подобных запретов добиться успеха компании Леонида Реймана будет непросто. И конкуренция на рынке госзаказа высокая. Даже у «Ростелекома» не получилось пролоббировать свои разработки.