Posted 16 августа 2023, 13:47
Published 16 августа 2023, 13:47
Modified 16 августа 2023, 13:49
Updated 16 августа 2023, 13:49
Выходить на улицу с камерой и снимать происходящее вокруг становится всё опаснее. Недавно глава Крыма Сергей Аксенов заявил, что намерен инициировать ужесточение ответственности за публикацию фото- и видеоматериалов с работой ПВО и результатами террористических атак Украины. Изменения должны быть внесены в законодательство на федеральном уровне. Штраф для нарушителей должен составить для физлиц при первом нарушении до 30 тыс. рублей для государственных и муниципальных служащих — до 100 тыс. рублей, для юридических лиц — до 300 тыс. рублей.
Также в Telegram-каналах пишут: крымским блогерам и админам пабликов в соцсетях, даже анонимным, местные силовики уже разъяснили, что даже съёмка и публикация дымовой завесы на Крымском мосту очень нежелательна.
А сегодня вопросом активно занялись в Совете Федерации. Сенаторы разработали проект о запрете распространять в СМИ и интернете фото и видео мест обстрела, атак дронов, других военных сведений. В комитете по конституционному законодательству и госстроительству подготовили поправки с новыми суммами штрафов до 500 тысяч рублей либо лишении свободы до трех лет в случае рецидива за распространение информации, позволяющей идентифицировать дислокацию Вооруженных сил РФ, включая фото и видео применения дронов.
Имея элементарную камеру в телефоне, сейчас легко можно получить большие неприятности. Разбираемся вместе с экспертами, где можно снимать, а где стоит камеру спрятать подальше.
Конституция позволяет проводить съёмку беспрепятственно — в статье 29 говорится, что у человека есть право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Фото и видео под это определение полностью подходят. А потом вступают в силу законы на федеральном уровне, которые вводят запрет на съёмку чего-либо. Основная проблема в том, что в России не существует единого закона, который бы содержал в себе реестр запрещённых к съёмке объектов или действий. Запреты содержатся в массе различных законов и постановлений. От этого часто страдает чёткость и однозначность формулировок.
Управляющий партнёр Адвокатского бюро г. Москвы «Матюнины и Партнёры» адвокат Олег Матюнин рассказал «НИ», что съёмку на объектах транспортной инфраструктуры запрещают три подзаконных акта.
— Требованиях авиационной безопасности к аэропортам — в контролируемой зоне аэропорта не допускается использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры;
— Положении о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО «Российские железные дороги — регулируют порядок получения разрешения и проведения съемок, не относящихся к категории съемок для личного пользования;
— Правилах пользования Московским метрополитеном — на территории метрополитена запрещается осуществлять кино-, видеосъемки без письменного разрешения руководства метрополитена.
На первый взгляд всё просто, но дьявол кроется в деталях. Директор по маркетингу и рекламе компании «Юристы для турбизнеса „Байбородин и партнеры“ Александр Тепляков поясняет, что контролируемая зона аэропорта — это служебные помещения, куда доступ простым пассажирам запрещён.
— Запрет использовать фотоаппаратуру без разрешения администрации законен только в контролируемой зоне аэропорта. А в нее могут попасть только члены экипажа воздушного судна, авиационный персонал, пограничники, таможенники, иные силовики, работники авиационных предприятий. И именно на них распространяется предписание. У пассажиров доступа в зону нет.
Что-то снять в зале ожидания или сделать селфи перед самолётом формально можно. Подтвердил такое право пассажиров Верховный суд ещё 5 лет назад. Но получится ли это объяснить рьяному сотруднику аэропорта — большой вопрос. Вряд ли у кого-то будет желание пропустить свой вылет ради доказательства своей правоты.
Правила РЖД чётко говорят, что «запрещается проведение съемок на объектах ОАО „РЖД“ во время следования через объект или стоянки специальных, воинских и литерных поездов». Также там указано, что правила «не распространяются на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров». Во всех остальных случаях необходимо за 15 дней до проведения съёмок подавать заявку на согласование.
Но как отличить личное пользование от иного в случае размещения материалов в соцсетях, где граница создания неудобств другим пассажирам, можно ли просто снимать себя внутри вагона? Ясных ответов на эти вопросы нет.
Правила съёмки в Московском метрополитене не менее размытые. С одной стороны, правила пользования метрополитеном прямо запрещают любую фото- и видеосъёмку без письменного разрешения руководства метрополитена. Но на сайте метрополитена также указано, что разрешение не требуется, если съёмка ведётся без применения стационарного оборудования. Что считать стационарным оборудованием, а что — нет, остаётся только гадать. Но к фото, сделанным на телефон, придираться не должны.
Доцент департамента публичного права факультета права НИУ ВШЭ Лариса Солдатова рассказывает, что существуют запреты на съёмку стратегически важных и иных объектов. Например, ГЭС и АЭС можно снимать снаружи, а внутри — нельзя.
— Нельзя снимать вблизи государственной границы или таможенных пунктов. Запрещено снимать корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных кораблей. Фото и видеосъемка на закрытых военных объектах строго запрещена. Кроме того, запрет на съемку может быть обусловлен пропускным режимом на территориях государственных учреждений. Например, запрещено проносить на закрытое заседание Государственной Думы и использовать в ходе него съемочную технику.
Но все вышеперечисленные лазейки и разрешения на самом деле не имеют никакого значения. Олег Матюнин поясняет, что привлечь к ответственности сейчас могут кого угодно и за что угодно.
— Есть три фундаментальных, но при этом не единственных, уголовно-правовых запрета, объясняющих, почему запрещают фото- и видеосъемку стратегических инфраструктурных объектов в Крыму. Это статьи 275, 275.1 и 276 Уголовного кодекса (Госизмена, Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией, Шпионаж). К ним можно добавить преступления террористической направленности, предусмотренные статьями 205-205.5, 361 УК РФ. Учитывая обстановку, вероятность ведения фото и видеосъемки не из праздного любопытства, а с более серьезными целями весьма высокая.
Зачислять всех зевак со смартфоном в руке в число изменников Родины было бы тоже опрометчиво. Из-за это возникают некоторые правовые казусы. В июле после очередной атаки на Крымский мост советник главы Крыма Олег Крючков через свой Telegram-канал призвал людей отказаться от съёмок Крымского моста, чтобы их не увидели враги. Юридической силы пост в соцсетях не имеет, но намёк был передан.
РЖД также разместили в Telegram-канале крымского подразделения запрет на съёмки железнодорожной инфраструктуры крупным планом.
Что делать с этой информацией с точки зрения закона не понято даже юристам — отмечает Олег Матюнин.
— Правовой статус этой информации неясен. Непонятно, что же она такое по существу — пожелание или требование, основанное на правовых нормах. Фактическая обоснованность перечисленных запретов сомнений не вызывает, они продиктованы исключительно соображениями безопасности. Да и уголовные запреты никто не отменял.
Не исключено, что инициатива крымских властей расширить список запретов на законодательном уровне прояснит этот момент. А пока — доставать камеру можно только на свой страх и риск в надежде на то, что Верховный суд не одобрит такое Telegram-законодательство.
Впрочем, крымская инициатива не единственная ужесточает наказания для людей. Ещё зимой правительство РФ подготовило положительный отзыв на законопроект, который вводит уголовную ответственность за публикацию данных о местоположении военных. То есть если сфотографировали и выложили в соцсетях колонну с техникой или установленную на крыше здания зенитную установку — попали под статью. Если человек на таком проступке попался впервые, то, по мнению автора законопроекта сенатора Андрея Клишаса, ему должна грозить административная ответственность. За повторное нарушение — уголовная. Тормозит принятие законопроекта только необходимость уточнить некоторые термины.
В любом случае резиновые российские законы, у которых может быть масса различных трактовок, позволяют привлекать людей к ответственности за фото- и видеосъёмку уже сейчас. А чтобы народ привыкал к контролю за камерами с детства, прошлой весной был создан законопроект о запрете съёмки на школьных уроках.