ИРИНА МИШИНА
Очередной трагический случай произошел в Москве. 16-летняя Софья гуляла по пешеходной дорожке в районе Южное Бутово, когда в неё на скорости влетел мужчина на частном электросамокате. Очевидцы вызвали девочке скорую помощь. Прибывшие медики срочно госпитализировали её в отделение нейрохирургии Морозовской детской больницы с закрытой черепно-мозговой травмой, ушибом мозга, гематомой лобной области и переломом лобной теменной кости. Эксперты установили, что девочке был нанесен тяжкий вред здоровью. Не без труда полицейские нашли и самокатчика: им оказался местный житель Сергей Абрамов. В итоге на него было возбуждено уголовное дело по статье о нарушении правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлекшем причинение тяжкого вреда здоровью. Ему грозит до двух лет лишения свободы.
Еще более чудовищный случай произошёл в Сочи. Там самокатчик сбил беременную женщину, которая чудом не потеряла ребенка. Момент наезда попал на камеру видеонаблюдения: на кадрах записи хорошо видно, как толпа людей стоит на тротуаре перед пешеходным переходом в ожидании зеленого света. Когда загорается зеленый сигнал, люди начинают переходить дорогу, но в этот момент на дороге появляется водитель с пассажиром на самокате и на всей скорости сбивает беременную женщину. Остальные пешеходы успели увернуться, но все упали на асфальт. Пострадавшая женщина обратилась в соцсетях к руководителю Следкома Александру Бастрыкину, и тот взял дело на личный контроль. По факту ДТП ведется расследование уголовного дела. Установлено, что электровелосипед взял в аренду 17 июля 19-летний приезжий из Ижевска. Пострадавшая женщина, получившая серьезные травмы головы, даже не может пройти КТ и МРТ, так как это риск для жизни ребенка. Диагноз ей поставили «на глазок»…
От самокатчиков страдают и дети. В том же Сочи электросамокатчик сбил двухлетнего малыша. Это произошло 3 августа в районе улицы Навагинской в центре курорта. По информации СКР, сейчас правоохранители устанавливают личность управлявшего самокатом. Предварительно это мог быть подросток.
Еще об одной страшной аварии рассказали врачи новороссийской горбольницы № 1. Медикам пришлось несколько часов бороться за жизнь 21-летнего молодого человека, упавшего с электросамоката. Парень был в очень тяжелом состоянии, его почку буквально разорвало от удара.
В этом году вступили в силу новые правила пользования электросамокатами. В частности, электросамокат признан транспортным средством, скорость его движения не должна превышать 25 км в час, вдвоем передвигаться на одном самокатах нельзя, пешеход всегда имеет приоритет перед СИМ при совместном движении. Однако, несмотря на это, число несчастных случаев с участием эдектросамокатчиков растет в геометрической прогрессии.
В одном только Краснодарском крае с 1 января по 2 августа этого года в отношении лиц, использующих электросамокаты, возбудили 1328 дел об административных правонарушениях, — сообщает руководитель отдела пропаганды УГИБДД ГУ МВД по Краснодарскому краю Ирина Заватская. В профильных министерствах и ведомствах готовятся внести новые поправки в правила насчет электросамокатов. Но пока все печально.
Евгений Барабанов, организатор самокатного движения Let's Kick, подтверждает:
«Стабильно раз в две недели проходят новости — не только в Москве, в других регионах тоже такое бывает, — что, например, самокатчик наехал на пешехода, тот получил травму. И, главное, самокатчик практически сразу сбежал. Но редко говорится о том, какую ответственность понес самокатчик или другой участник дорожного движения. Стоит действительно наказывать. И это не должны быть символические штрафы в тысячу рублей, это должно быть что-то более серьезное, что потом оставит определенный след в личном деле человека. Для того чтобы эти меры действительно повлияли на умы многих, надо это освещать».
По поводу контроля за самокатчиками координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов настроен скептически.
«Во-первых, электросамокаты трудно идентифицировать. У самокатов нет номеров. И то сказать, где их закреплять? Если самокатчик хочет скрыться, ему это, как правило, удается. Чтобы его опознать, надо просматривать камеры видеонаблюдения, которые есть не везде. Во-вторых, возникает вопрос, как осуществлять контроль. Методы на сегодня только „дедовские“: отследить нарушителя может инспектор, который стоит на проезжей части. Но как он может это сделать? Для электросамокатов еще не придумали специальные радары. Регулировать их через прокатные организации самокатов? Но их у нас сегодня больше тысячи», — рассказал «НИ» Петр Шкуматов.
Сейчас раздаются голоса о том, что надо бы вводить права на электросамокаты. Но как это сделать, если СИМ пользуются и несовершеннолетние дети? Очевидно, что новый вид транспорта не подпадает под контрольно-надзорную функцию соответствующих ведомств.
«Новую специальную структуру под новые транспортные средства пока никто делать не собирается. Разве что создавать особую самокатную полицию?» — говорит координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
Пока же инцидентами с самокатчиками занимается ГИБДД. Кстати, московская ГИБДД в своем телеграм-канале отчиталась по крайней мере о семи рейдах по самокатчикам в этом сезоне. По итогам каждого — около тысячи нарушений, сообщалось и об административных делах. Но в отрасли сомневаются, что такие случаи показательных проверок помогают. Остается одно: обнародовать эти случаи как можно чаще и, подобно пострадавшей из Сочи, бомбардировать Следственный комитет и лично его руководителя шокирующими фактами. Может, в этом случае правоохранители решатся на более действенные меры.