Юлия Сунцова
12 фельдшеров и 5 диспетчеров, а это почти весь состав станции скорой медицинской помощи в городе Большой камень, решили уволиться из единственной в городе службы скорой медицинской помощи. После получения очередной июльской зарплаты они написали заявления об уходе с 28 августа.
Если до этой даты ситуацию не урегулируют, 29 августа работать на городской скорой помощи будет некому — случится это как раз в канун Восточного экономического форума, который должен собрать во Владивостоке высокопоставленных российских чиновников, бизнесменов и управленцев.
На заработную плату, которую платят на «скорой», невозможно прожить, объясняют медики.
Сейчас фельдшер, в зависимости от категории, стажа и количества отработанных часов, получает от 28 до 40 тысяч рублей, при этом, чтобы достичь верхней планки нужно трудиться на 1,5-2 ставки, а труд диспетчера оценивается в 30 тысяч рублей.
Работники несколько раз поднимали вопрос перед администрацией медучреждения, но остались неуслышанными. С 2020 года на станции жаловались на нехватку спецавтомобилей, но с тех пор ситуация не изменилась.
«В смене работают два человека на две машины, из них только одна обслуживает целый город и три соседних посёлка, а также выезжает на ДТП на трассе», — рассказали протестующие медики о своих реальных возможностях.
Жители города по-разному отреагировали на поступок медиков. Одни — активно поддерживают: люди, спасающие жизни, не должны делать это только в качестве самопожертвования. Другие — ополчились:
«Что есть, что нет этой скорой — одинаково умрешь, пока ее дождешься».
Фельдшеры соседнего Фокино рассказали об аналогичной ситуации в их городе.
Экс-сотрудник больницы ФГБУЗ МСЧ №98, подразделением которой является СМП, хирург и врач «неотложки» Дмитрий Шевцов отметил, что ситуация со здравоохранением стабильно деградировала в муниципальном образовании во все последние годы.
«Сейчас в муниципалитетах Приморья повсюду объявляется режим чрезвычайной ситуации из-за затопления. Между тем, в Большом Камне последние лет 10 постоянное чрезвычайное положение — из-за отсутствия медицинской помощи, которую оказывают по системе обязательного медицинского страхования. Причем даже не качественной помощи, а элементарной», — заявил Дмитрий Шевцов в интервью РБК.
Как рассказал медик, уже в 2000-х, когда он работал на хирургом «скорой», условия были тяжелыми.
В отделение привозили одновременно много травмированных — например, пострадавших в ДТП пассажиров автобуса «Икарус», самим врачам приходилось с вызовов ехать на неотложные операции — на них нападали родственники пациентов. Но в операционных умирали в исключительных случаях, только когда полученные травмы, ранения оказывались сразу же совместимы с жизнью.
Теперь же из-за низких зарплат, неуважения руководства к рядовым медикам больница деградировала донельзя.
Специалисты, которые еще чего-то могут, уходят в платную медицину или прямиком на пенсию. Заменить их некому, несмотря на то что на Большой Камень распространяются все муниципальные и краевые меры поддержки: выделяются квартиры, подъемные, доплаты для молодых специалистов.
В случае с Большим Камнем есть один немаловажный фактор: в отличие от большинства муниципалитетов Приморского края, медико-санитарная часть этого поселения подчиняется не местному Минздраву, а Федеральному медико-биологическому агентству, до 2015 года город даже имел статус закрытого административно-территориального образования — финансово и организационно он замыкался на Москву.
Большой Камень — шестой по численности город Приморья, стоящий на берегу Уссурийского залива.
Примечательно, что в этом же городе тратятся сотни миллионов на строительство судоверфи — крупнейшей на Дальнем Востоке и в России.
По этой причине Большой Камень называют «городом президентского внимания».
Комплексу «Звезда» даже прочат в будущем звание колыбели российского авианосного флота. В новой Морской доктрине РФ говорится о том, что страна планирует строить авианесущие корабли, для этого нужны судостроительные и судоремонтные мощности, которым где-либо в другом месте, кроме как на базах Дальнего Востока, появиться сложно. В разделе доктрины, посвященном перспективам Тихоокеанского регионального направления (ст. 53, п. 3) запланировано буквально следующее:
«Развитие на Дальнем востоке современного высокотехнологичного судостроительного комплекса, предназначенного для строительства крупнотоннажных судов (в том числе для освоения Арктики, современных авианесущих судов для Военно-Морского Флота)».
Город Большой Камень — оптимальное место. Он расположен на обжитом юге Приморья. В часе езды — Владивосток, в полутора-двух часах Находка. Множество живописных бухт, излюбленное место отдыха дальневосточников. Привлечь туда инженерно-технических работников проще, чем в какой-нибудь «медвежий угол».
Судоремонтный завод «Звезда» с советских времен занимается обслуживанием атомных подводных лодок, в том числе ремонтом и заменой атомных реакторов АПЛ, выгрузкой и загрузкой ядерного топлива из реакторов, работой с ядерным вооружением АПЛ. На той же «Звезде» начали строительство мощнейшего атомного ледокола «Лидер».
Верфь заложена в 2009 году как совместное предприятие «Роснефти» и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co., Ltd. — а это второй в мире по мощности судостроительный холдинг. В 2021 году корейцы из проекта вышли, их место занял «Газпромбанк». Первая очередь комплекса запущена в 2016 году, строительство второй очереди началось в 2018 году и должно быть завершен в 2024 году.
И вот в параллельной вселенной с грандиозным промышленным объектом в моногороде загибается последняя «скорая помощь».