Posted 14 августа 2023, 14:45
Published 14 августа 2023, 14:45
Modified 15 августа 2023, 06:59
Updated 15 августа 2023, 06:59
ИРИНА МИШИНА
…Юный голос в телефоне представился мне сотрудником Госуслуг и радостно сообщил, что у меня «новое начисление», которое будет переведено, если я скажу код подтверждения, пришедший мне по СМС. При этом звонивший уверял, что не просит мои персональные данные, а также сообщил мой точный домашний адрес. Не вдаваясь особенно в смысл звонка, я сообщила код… Но после этого на всякий случай поменяла на Госуслугах все пароли. Не прошло и дня, как мне снова позвонил приятный молодой голос из Госуслуг, который спросил, меняла ли я код на этих самых Госуслугах. И информировал, что с моего аккаунта была попытка взять 12 микрокредитов. Чтобы предотвратить попытку, я якобы должна вместе со звонившим составить заявление в полицию со всеми своими персональными данными. То есть мошенники разыграли целую многоходовку. На всякий случай хочу предупредить: Госуслуги НИКОГДА не звонят гражданам. Равно как и сотрудники полиции никогда не просят ничего продиктовать им по телефону.
Давно ушли в прошлое схемы, по которым мошенники звонили вам и сообщали о «несчастье, произошедшем с родственником», а потом просили перевести некие суммы на названный телефон. Сейчас мошенники звонят от имени служб безопасности банков, МВД, ФСБ, Росгвардии, Полиции, Госуслуг и даже соцработников. Во многих случаях мошенники работают в команде: звонят от имени представителей разных структур и подтверждают слова друг друга, чтобы повысить уровень доверия. Основная задача мошенников — заполучить деньги жертвы. Делать это они могут разными способами. Чаще всего развод связан с банком. Злоумышленники уведомляют жертву, что деньги на ее счету под угрозой по одной из нескольких причин: -
— Неизвестный пытался снять деньги жертвы или оформить на нее кредит.
— Личные данные жертвы были «слиты» банковскими сотрудниками.
Независимо от выдуманной мошенниками причины, их цель заключается в том, чтобы заставить жертву снять деньги со своего счета и перевести их на другой, «безопасный» счет, который на самом деле принадлежит злоумышленникам. Мошенники, представляющиеся сотрудниками силовых структур, работают примерно по той же схеме. При этом они утверждают, что проблема решается по телефону. Мошенники всеми силами убеждают жертву в том, что ей не нужно приходить в отделение полиции или другой структуры. Тут не лишне напомнить: настоящие сотрудники вызывают свидетелей в отделение с помощью повестки, а не пытаются выяснить информацию по телефону.
Единственный способ уберечь себя от обмана, если по телефону представляются сотрудниками силовых структур — повесить трубку и самостоятельно перезвонить на официальный номер отделения, чтобы проверить: а есть ли проблема. И заодно сообщить номер злоумышленников.
В последнее время добавилась еще одна мошенническая схема. Мошенники начали притворяться социальными работниками. Так они выманивают у своих жертв код для входа в банк и получают доступ к их счету. Под видом сотрудников органов социальной поддержки преступники предлагают обновить действующие социальные карты. Сначала они просят назвать номер мобильного — якобы для отправки «кода о готовности социальной карты». На самом деле жертве, разумеется, приходит уведомление от ее банка — код для восстановления доступа в личный кабинет. Расчет идет на то, что человек не прочтет сообщение внимательно и безропотно назовет код и номер своей карты.
Чаще всего мошенники звонят с номеров, которые начинаются на +7 999… Часто — с символикой силовых структур. Но в последнее время появились нововведения. Мошенники для обмана россиян стали использовать ботов в Telegram, которые позволяют подменять номера различных госорганов и служб. В частности, в одной из схем номер при звонках злоумышленников определялся как стационарный и принадлежал региональному управлению ФСБ России, сообщила РИА Новости эксперт проекта Народного фронта «За права заемщиков» и платформы «Мошеловка» Александра Пожарская.
«Теперь мошенники арендуют номера и в дополнение к ним используют ботов, которые позволяют подменять номера на любые нужные. Особенность этих ботов в том, что при звонках в мессенджере происходит не телефонное соединение, а значит, операторам сложнее верифицировать подмену номера», — рассказывает Александра Пожарская.
Схемы мошенников становятся все более виртуозными. К примеру, парадоксальную схему обмана с использованием технологии подмены номеров в Telegram мошенники провернули со стационарным номером телефона регионального управления ФСБ РФ по Архангельской области. Эта схема состояла из нескольких этапов: сначала мошенники подделали аккаунт в Telegram директора Архангельского театра драмы имени Ломоносова Сергея Самодова, затем от его имени разослали его коллегам сообщения о скором звонке «куратора из Федеральной службы безопасности Министерства культуры». После этого одному из сотрудников театра поступил звонок через данный мессенджер, в ходе которого звонивший заявил, что его подозревают «в поддержке ВСУ».
«Наших специалистов больше заинтересовала не подделка профиля директора театра и не сценарий о звонке от представителя спецслужбы, а профиль, с которого поступил звонок в Telegram якобы от силовика — номер звонящего определялся не как мобильный. Поисковый запрос показал, что этот номер стационарный и закреплен за дежурной службой регионального управления ФСБ РФ по Архангельской области», — сообщила эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Елена Пожарская.
Пока с телефонными мошенниками борются в основном общественники из ОНФ. А что же государственные структуры?
«В МВД России действует подразделение „К“, которое как раз и занимается в том числе телефонными мошенниками. Расширяются и соответствующие структуры в ФСБ. Готовится специальная база телефонов мошенников, по которым их засекают. Центробанк, насколько я знаю, дал поручение всем банкам: если с одного из телефонов, содержащихся в базе, пройдет звонок и после него перевод денег мошенникам — эти деньги банки обязаны будут вернуть пострадавшему. То есть банки и правоохранительные органы сейчас объединяются в борьбе против мошенников», — рассказал «НИ» генерал-майор МВД Мансур Юсупов.
Однако, мошенники научились обходить телефонные номера. «На наш взгляд, это создает новые угрозы и делает напрасными все усилия по борьбе с телефонным мошенничеством. Ведь если пользователь получит такой звонок в мессенджер и попробует выяснить в поисковике, кому принадлежит номер, привязанный к аккаунту звонящего, то в выдаче обнаружит его на официальных сайтах. То есть легенда злоумышленника получит подтверждение, и у его аферы, к сожалению, будет больше шансов на успех», — считает эксперт ОНФ Елена Пожарская
Что делать и как противостоять всему этому?
«Телефонные мошенники — не цыгане у вокзала, у них на службе сегодня Искусственный Интеллект, который помогает придумывать все новые схемы. Управление „К“ в структуре МВД разумеется есть, но министр Колокольцев ясно заявил о нехватке кадров. Понятно, что при нынешних зарплатах в МВД и условиях работы многие специалисты оттуда уходят. К тому же у Управления „К“ нет права вести оперативно-розыскную работу. Да и толку от него немного. Несколько лет назад с моего счета сняли приличную сумму и перевели ее в Гонолулу. Я обратился в это самое управление „К“ МВД, оттуда мое заявление переслали в Тверское ОВД, а после — участковому милиционеру. Что тут говорить? Наиболее „сильные“ и эффективные схемы противодействия мошенникам сейчас разрабатывают в банках, лучшие специалисты — там», — рассказал «НИ» генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов.
Разумеется, в вопросе о мошенниках главный вопрос — откуда у них персональные данные. Понятно, что когда мы совершаем покупки, к примеру, на «Али — экспресс», наши данные утекают в неизвестном направлении. Но несколько лет назад я зарегистрировала ИП, после чего на меня валом обрушились звонки банков с предложениями открыть у них счет. Выходит, персональные данные сливают и вполне государственные структуры. А после этого доблестно пытаются создать видимость борьбы с этим злом.