Posted 11 августа 2023,, 12:19

Published 11 августа 2023,, 12:19

Modified 11 августа 2023,, 12:26

Updated 11 августа 2023,, 12:26

Гендиректор ООО "Беспилотные авиационные системы" Алексей Варятченко

Компания «БАС» представила деловую онлайн-игру по применению дронов

11 августа 2023, 12:19
Гендиректор ООО "Беспилотные авиационные системы" Алексей Варятченко
Первый в России оператор беспилотников с госучастием — ООО «Беспилотные авиационные системы» («БАС») — представил на образовательном интенсиве «Архипелаг-2023» в Новосибирске онлайн-игру «Масштабирование БАС в регионах».

 

В интервью «Новым Известиям» генеральный директор ООО «Беспилотные авиационные системы» Алексей Варятченко рассказал, чему команды научились, приняв участие в этой деловой игре, и почему игра стала толчком к развитию беспилотной авиации в регионах.

— Алексей Павлович, ваша компания провела деловую игру для четырехсот участников из 50 регионов. Этот проект вызвал неподдельный интерес и стал резонансным событием не только интенсива, но и в отрасли в целом. Поделитесь своими впечатлениями от протестированной игры. Чем же она так понравилась участникам?

— Начну с того, что в России на уровне правительства поставлена задача развития отрасли беспилотных систем. Формируется национальный проект «Беспилотные авиационные системы», несколько федеральных проектов курируются Минпромторгом.

Компания «БАС» — первый в России оператор беспилотников с госучастием, созданный «Государственной транспортной лизинговой компанией» (ГТЛК) и Фондом поддержки проектов «Национальная технологическая инициатива» (НТИ).Наши эксперты совместно со специалистами ГТЛК и НТИ активно участвуют в формировании паспортов проектов, помогают определять параметры для государственного гражданского заказа, в частности — потребности федеральных органов, госкомпаний и регионов. Мы объединили экспертное сообщество, деятельность которого направлена на увеличение отечественного флота беспилотной авиации и разработку инструментов для его продвижения на рынке, включая лизинговые механизмы. Наша деятельность нашла свое отражение в Telegram-канале «Первый беспилотный», который после «Архипелага» стал востребован не только в профессиональных кругах.

Так вот, в процессе нашей экспертной работы мы увидели, что в разных субъектах разный уровень восприятия возможностей использованиябеспилотников. Многие регионы серьезно подошли к этому вопросу, но нашлись и те, кто считал, что никакой потребности в беспилотных летательных аппаратах у них нет.

Мы стали думать, как наглядно донести им информацию о возможностях БАС и показать, какие потребности можно закрыть с их помощью. Так появилась деловая игра по разработке сценария применения дронов, создание которой мы закончили как раз перед «Архипелагом».

— Расскажите подробнее, в чем суть игры? Что она дает регионам, какие задачи решает?

Суть игры — в том, чтобы показать регионам, представителям их команд, что существует намного больше сценариев применения гражданских дронов, чем они себе представляют. Простой шаблон — купи и эксплуатируй — самый невыгодный.

Открою секрет: в большинстве экономических моделей дрон должен находиться в воздухе минимум 5-6 часов ежедневно. Если это условие не выполняется, эксплуатант попадает в поле нерентабельности. Так, в ходе игры становится очевидно, что выгоднее: взять БАС в аренду, в лизинг или сразу купить.

Наша игра — это, по сути, справочник сценариев по экономически эффективному использованию беспилотников. Смысл игры — донести эти сценарии до регионов в легкоусвояемой форме.

Игра состоит из двух частей. Сначала участники работают, можно сказать, с теорией, с бланками для определения своих потребностей. Затем, когда они поняли, как устроен рынок беспилотников и его услуги, переходим в онлайн-часть, где решаем уже практические задачи.

Финальное задание — это, в сущности, подготовка проекта по собственному региону с реальными показателями. При содействии отраслевых экспертов участники моделировали основные направления для беспилотных авиационных систем, учились создавать сценарии их применения и рассчитывать экономику.

Сразу скажу, что версия игры, презентованная на «Архипелаге», уже претерпела значительные изменения. За 7 дней работы на интенсиве у нас произошло 3-4 обновления: постоянно поступала обратная связь, и мы тут же дорабатывали игру.

— Кто конкретно был инициатором и разработчиком игры? Как долго она создавалась? Есть ли аналоги?

— Мы про аналоги ничего не знаем. Более того, в течение пары месяцев с учетом поступивших пожеланий мы дополнительно доработаем игру и выпустим в открытый доступ финальную версию на хорошей платформе.

Как возникла игра? Как я уже рассказал, мы активно работали над финмоделью и государственным гражданским заказом и поняли, что именно такая форма лучше всего подходит для обучения представителей регионов в части планирования потребностей в услугах с применением дронов.

Придумали ее эксперты нашей компании. Для написания кода привлекли партнеров, и, так как у нас уже была идея по среде разработки, программу удалось создать очень быстро — за пару месяцев.

На самом «Архипелаге» нам помогали игра-практики, эксперты Национальной технологической инициативы.

Почему нужна игра? Потому что она максимально приближена к «полевым» задачам. Вот вы, например, чиновник, которому нужно заказать какую-либо услугу с использованием дронов. В этой игре вы можете вбить все параметры необходимой услуги: площадь полей или площадь лесных насаждений — и тут же посмотреть, что вам программа предлагает: какие технические решения уже придуманы, во сколько они обойдутся, каковы сроки реализации.

Или, например, вы — эксплуатант и хотите понять, за какие деньги вы можете региону предложить ту или иную услугу. Заходите, выясняете, что площадь лесов там такая-то, понимаете, какие ваши беспилотники подходят под эти цели, как выстроить логистику, как часто нужно будет передислоцировать временные базы и каковы в целом принципы организации вашей собственной услуги.

Или, например, вы — производитель БАС и хотите понимать, какие вообще сейчас услуги есть на рынке и как вам изменить параметры ваших беспилотников под требования рынка. Это одинаково полезный для всех универсальный игровой справочник.

— Если углубиться в прикладные функции — какие еще конкретные задачи регионов помогает решать игра?

— В игре три типовых задания. Первое — мониторинг лесного хозяйства (например, кейсы с лесными пожарами, подсчетами особей диких животных), второе — перевозка и доставка грузов, третье — сельскохозяйственные работы (например, кейс с химобработкой угодий от вредителей). Участники учились подсчитывать площади лесов и протяженность маршрутов, ограничения грузов по весу — в общем, большой простор для творчества. Всё это имеет прикладной характер, потому что именно сейчас оператор-эксплуатант решает, какие конкретно задачи будут решать регионы с помощью беспилотников на этапах нацпроекта.

— Вы говорите, что участниками игры стали представители регионов. Кто имеется ввиду — это команды администраций, какие-то профильные специалисты?

— Уровень представительства был высокий — это заместители губернаторов и региональных министров, руководители департаментов, ректоры и проректоры учебных заведений, руководили региональных фондов. Я бы сказал, что в игре приняли участие элиты регионов. Все эти люди надели футболки и с удовольствием погрузились в игру. Благодаря своему большому опыту они достигли хороших результатов.

— Как раз про результаты вопрос. Какой информацией нужно обладать, чтобы стать победителем в вашей деловой игре? Можно ли случайно выиграть?

— Никаких специальных требований к участникам у нас не было. Но способность мыслить нестандартно, нешаблонно, как показала практика, стала большим преимуществом. Лучше всех справились те, кто осилил большой объем справочной и обучающей информации. Отмечу, что несправившихся у нас не было.

В чем нюансы игры? Какой-то минимальный результат можно получить, не обладая вообще никакими знаниями. Программа ведет вас по базовому сценарию, в любом случае получится результат, и он уже будет неплох. Но если проявить больше смекалки, изобретательности, глубже погрузиться в особенности сценария, то к концу игры вы придете с результатом в 2-3 раза больше базового. И это ценные решения с практической точки зрения.

Некоторые команды так активно включились, такие баталии развернули, что мы сами удивились и, конечно, обрадовались результатам. Игра дала толчок для развития беспилотной авиации в регионах. Соответственно, по итогам выполнения всех задач выстроился рейтинг.

— По итогам защиты программ, разработанных в процессе игры, были названы регионы-победители и обладатель Гран-При. Какие качества, навыки, знания помогли регионам стать лидерами?

— Могу сказать, что оценка команд была комплексной. Учитывалось, насколько доходчиво и четко подана информация о потребностях, насколько концептуально и грамотно сформулированы задачи, насколько возможна реализация — если кратко: подача, смысл, исполнение.

Работало два жюри. Одно сформировали из представителей компаний-производителей, Ассоциации «Аэронекст», НТИ и двух экспертов нашей компании. В общем это люди, которые уже давно работают в отрасли. Второе жюри прямо на месте сформировалось из участников команд, и номинация Гран-при присуждалась как раз вторым жюри — здесь победила Башкирия. А по результатам оценок профессионального жюри выиграли Якутия (I место), Санкт-Петербург и Псковская область.

Победители продемонстрировали сплоченность и четкую административную работу внутри команды.

Вот Якутия почему победила? Она пошла по очень простому, но эффективному пути. Они точно знают, что у них в республике можно с помощью дронов поправить и улучшить. Это и транспортная доступность, и доставка грузов в труднодоступные районы, и мониторинг природных ресурсов и пожаров. Представленный ими план — чёткий, с нормальными сроками и финансовым обоснованием. Всё было по делу, без фантазерства, без побочных задач.

— Насколько допустима фальсификация результатов или обман в игре?

— Фальсификации невозможны, потому что результаты подсчитываются автоматически, при этом мы не знаем, кто участник — мы только идентифицируем имя пользователя и регион. Что еще продумано в нашей игре? Каждый участник может заходить и создавать свой сценарий несколько раз, попытки не ограничены. Не понравился результат? Можно сбросить итоги, откатиться назад и пройти игру по новой, результаты тоже обновятся — как правило, улучшатся. Поэтому подсчеты корректные, никакого обмана тут нет.

— А вообще насколько легко сегодня в реальной жизни определиться с моделями, видами, необходимым объемом работ беспилотников?

— Мы насчитали около трех десятков производителей, которые сегодня выпускают различные модели, выходят с предложениями. Мы со всеми работаем, всех проверяем. В реальной жизни мы оцениваем дроны по нескольким критериям. Во-первых, БАС должен производиться массово и серийно, иначе не просчитать срок службы его агрегатов и экономическую эффективность. Просто купить мало — вы не поймете: сколько он пролетает, как быстро сломается и как себя покажет в процессе. Продукцию серийных негражданских производителей мы не покупаем — у нее очень специфическая направленность. Гражданское же серийное производство в России сегодня могут обеспечить не более 3-4 компаний — вот их беспилотники мы и покупаем.

Все остальные игроки только подходят к этому рубежу, то есть имеют производство штучное или мелкосерийное — заключать договоры на поставки с ними мы не можем, так как у них еще не было крупномасштабных испытаний, тем не менее, мы стараемся тестировать и их продукцию и обязательно давать обратную связь.

Испытания ООО «БАС» проводит активно и весьма квалифицированно, так как в них мы заинтересованы не меньше, чем производители. На этот год перед нами стоит задача — прибрести в собственность 200 беспилотников.