Posted 10 августа 2023, 12:03

Published 10 августа 2023, 12:03

Modified 10 августа 2023, 12:05

Updated 10 августа 2023, 12:05

Блогерство может стать профессией. Что это изменит

Блогерство может стать профессией. Что это изменит

10 августа 2023, 12:03
Фото: 1MI.
Российские власти рассматривают вопрос о признании ведения блога видом экономической деятельности. С одной стороны это может привести к тому, что блогер станет полноценной профессией, с другой государство начнет требовать налоги и отчеты.

Александр Дыбин

О том, чтобы завести тысячи блогеров в формальное русло говорят уже несколько лет. Еще в 2014 году был принят закон о блогерах, который предписывал всем, чья аудитория превышает 3000 человек в сутки, регистрироваться в Роскомнадзоре. Но в 2017 году эту норму отменили. В начале 2023 года к блогерам подошли с другой стороны: следственные органы предъявили обвинения нескольким известным блогерам, которые по версии силовиков, не платили налоги со своих многомиллионных оборотов. Так были возбуждены уголовные дела в отношении — Елены Блиновской, Александры Митрошиной, Валерии (Лерчек) и Артема Чекалиных. Блиновской предъявлены налоговые претензии на 918 млн рублей, Чекалиной — на 300 млн, а Митрошиной — на 120 млн.

Очередной шаг к формализации — обсуждение возможности признания блогерства видом экономической деятельности. Об этом стало известно из переписки депутата Госдумы Яны Лантратовой с профильными ведомствами. За выделение блогерского ОКВЭДа высказались Минцифры и Росстандарт.

«Минцифры выражает готовность совместно с заинтересованными государственными органами и представителями отрасли принять участие в обсуждении инициативы по введению нового класса ОКВЭД 2, отражающего коммерческую деятельность инфлюенсеров (блогеров)», — говорится в ответе ведомства на запрос депутата Госдумы Лантратовой.

Что это значит на практике? Если такие нормы введут, то блогерство будет приравнено к бизнесу. Ведешь страничку, телеграмм-канал или влог — плати налоги и отчитывайся перед властями. Есть версия, что закон лоббируют рекламные агентства, которые массово закупают рекламу у так называемых микро-инфлюэнсеров — блогеров с небольшой, но лояльной аудиторией, которые пишут на узкую тему, например про рыбалку, радиоспорт или ремонт французских автомобилей. Работать с этой категорией блогеров сложно, по сути это обычные физлица, с которыми нужно как-то формализовать отношения, чтобы оплатить услуги. Если будет «блогерский» ОКВЭД, то им придется оформляться как самозанятые или ИП, чтобы вести делать с биржами и агентствами.

Но само понятие блогер — гораздо шире. И блогеров, которые не получают вообще никакого дохода — легион. Они просто публикуют то, что им интересно, им тоже нужно будет оформляться и что-то платить? А если блогер не получает деньги за контент, а например, продвигает услуги, к примеру, делает ножи или разделочные доски, с продажи которых уже платит налоги?

По словам председателя совета Национальной ассоциации блогеров Марии Терентьевой-Галицких, вопросов пока очень много, как и вариантов блогерства, поэтому нужно решить все противоречия на стадии обсуждения.

«С одной стороны, интерес к экономической деятельности блогеров — прекрасен. С другой, не каждый блогер — предприниматель, и не каждый предприниматель с социальным капиталом — блогер, — говорит эксперт, — важно понять, чтобы ОКВЭД не дублировал существующие и не вносил путаницу. У блогеров обычно микс из видов монетизации. Здесь и реклама, и организация мероприятий, и товары под личным брендом, развлекательные или информационные продукты. Что из этого блогерское, а что нет? Что считать результатом создания контента с целью монетизации? У блогеров еще есть донаты — „пожертвования“ или „благодарность“ от зрителей, которые сейчас не облагаются налогами. Есть подписка на закрытый контент, есть процент за показ встроенной рекламы. Мы, как сообщество, открыты к диалогу, мы рады будет помочь законотворцам разобраться с том, как блогеры монетизируют свой социальный капитал».

 

Соцсети ждут новые ограничения?

 

Новость о придании блогерам официального статуса совпала с другой новостью: telegram обошел VK по суточной аудитории. В минувшем июле средняя дневная аудитория ТГ составила 54,3 миллионов человек, в то же время главная соцсеть страны собрала 52,6 миллионов. Дышит в затылок VK не подконтрольный и недружественный YouTube — 52.1 млн человек. Эксперты полагают, что telegram — один из кандидатов на закручивание гаек в ближайшем будущем.

«Смею прогнозировать, что Telegram столкнется с очередной волной давления со стороны властей во втором квартале 2024 года, после президентских выборов. Мессенджер стал основным выгодоприобретателем в результате смены медийного ландшафта после 22 февраля прошлого года. А в нашей стране, как давно и всем известно, с особой любовью бьют по шляпке того гвоздика, который высовывается, — говорит руководитель агентства Геном.медиа Дмитрий Федечкин, — примерно в те же сроки, скорее всего, начнется блокировка Youtube, которая пройдет по более жесткому сценарию. Медийщикам рекомендую не заниматься самообманом и постепенно сворачивать там свои проекты, ориентированные на внутреннюю аудиторию».

Кроме того, появились сообщения о перебоях в работе популярных VPN-сервисов: OpenVPN и WireGuard. Эксперты считают, что так Роскомнадзор тестировал новую технологию блокировки нежелательных ресурсов.

Подпишитесь