Posted 8 августа 2023, 08:48
Published 8 августа 2023, 08:48
Modified 8 августа 2023, 14:58
Updated 8 августа 2023, 14:58
Весной 2022 года, когда тревожные ожидания по поводу неизбежно грядущей инфляции в российском обществе только начинали расти эксперты канала «ПродуктМедиа» подсчитали, во сколько обойдётся так называемый «набор для выживания». Причем для расчетов они взяли самые дешёвые позиции в продовольственных категориях на примере сети бюджетных супермаркетов «Пятёрочка». Тогда всё то, что показано на этом фото, можно было купить за 85 рублей. И вот в августе 2023 года эксперты канала вернулись к тем же расчетам и выяснили, что набор для выживания значительно подорожал — теперь за него придётся выложить 105-110 рублей.
В этот набор входят продукты, которые могут составить минимальный ежедневный рацион среднестатистического россиянина:
— плавленый сырный продукт,
— майонезный соус,
— чай,
— сосиски,
— хлеб,
— растворимая лапша.
Обращает на себя внимание тот факт, что в этом пакете отсутствует гречка, стоимость которой слывет главным индикатором стабильности в России. ПО мнению публициста Павла Пряникова, можно не проводить никаких социологических опросов, а просто можно смотреть только на этот индикатор (при всех кризисах россияне бегут покупать гречку, и цена на неё растёт).
Но и этот продукт, увы, дорожает, как и весь «набор»: «Цены на гречку к концу 2023 года могут вырасти в 1,5 раза, сообщил гендиректор экспертно-аналитического центра агробизнеса „АБ-Центр“ Алексей Плугов».
«В текущем году цены на гречневую крупу в России могут вырасти, предупредил бывший замминистра сельского хозяйства и продовольствия Леонид Холод: — Она (гречка) в себе несет все тяготы настроения населения. Как только население о чем-нибудь начинает тревожно думать, так мгновенно возникает потребность идти и покупать почему-то гречку».
В июле этого года цены на гречку впервые более, чем за год (с мая 2022 года), начали снова расти (на 0,3% за неделю).
В связи с ситуацией всеобщего подорожания, экономист Дмитрий Прокофьев попросил читателей своего канала написать ему о том, какие продукты являются для них индикаторами инфляции? Или — ещё шире — по каким признакам они определяют, что цены растут или остаются стабильными?
В итоге получилась интереснейшая подборка фактов о росте цен, которые позволяют сделать ряд выводов:
»…Для меня показатели инфляции — бензин (92-й в Моск.обл 51,19 руб Нефтьмагистраль — что-то запредельное).
Цена на курицу.
Цена на гречку — мы едим ее ежедневно.
Цена на сыр.
Цена на рыбу (речь о филе минтая и теляпии из замороженного сырья, Перекресток, МО — 399 ₽, тоже запредельно).»
»…Инфляцию определяю по продуктам, которые ем чаще всего — по творогу и куриной грудке.
Два года назад грудку можно было купить по 180- по акции, конечно, но удавалось найти почти всегда. Без акции по 200. Сейчас покупаю по 350-400»
»…Для меня индикаторы чай, кофе, молоко, творог и сливочное масло.
В 2015 сливочное масло собственной марки Ашан стоило 46 руб, а сейчас 135.
Пачка творога 5% козельского завода стоила 56 руб, сейчас 115.
Чай чёрный Кубань 200 грамм стоил в 2015 170 руб, сейчас около 300.»
»…Сахар и хлеб ещё, помимо гречки.»
»…Сахар, хлеб, подсолнечное масло
Сахар подскакивает, потому что это тоже стратегический резерв, например, для варенья. Или ещё для чего-нибудь :) Проверено поколениями.
Хлеб — моя мама говорит, что при советской власти хлеб старались делать достойного качества, субсидировали цену. Хлеб был дешёвый и вкусный. А сейчас дешёвый хлеб всё хуже и хуже, а вкусный, качественный хлеб всё дороже.»
»…Бананы»
»…инфляцию считаю по пиву, колбасе, молоку и хлебу»
»…Вот прямо сейчас (не в мае–июне, а в конце июля) я заметил резкое, где-то в полтора раза (на деле на десятки %%, но кажется, что «в полтора раза») подорожало такси (Я. такси).
Для меня хорошим примером обеднения является цена на плюшки в булочных …. Вроде бы рост не очень большой, но всякий раз подорожание «минимум на 10%». Плюс у меняется ассортимент, исчезло печенье в коробках»
»…Молочные продукты: (молоко, сыр особенно, творог, йогурты, сливочное масло). Макароны, крупы (речь больше, наверное, про рис, гречку тяжело есть морально после 90ых также как и картошку кстати).
Мясо — курица или качественные полуфабрикаты, а не наггетсы которые стоят почти одинаково каждый год, но от определенных брендов принципиально приходится отказываться. Фрукты (бананы, апельсины — цены ваще на них улетели в космос), овощи (помидоры, огурцы, лук, чеснок).
Чай в пакетиках или без — в рамках одного бренда сразу видно или шринкфляцией стал заниматься или скатился в плинтус или цены поднял»
»…для меня самый показательный индикатор инфляции — цены на предметы женской гигиены.»
»…ярким признаком повышения цен на продукты является рост цен на кофе. В России не произрастает, привозится из-за границы, причем издалека, полностью зависит от курса доллара. Покупаю кофе у наших российских обжарщиков, т. е. они привозят зелёный необжаренный кофе и обжаривают его тут. Так вот они никогда и не скрывали, что цена на кофе напрямую зависит от курса доллара»
»…Для понимания роста цен и инфляции реальной всегда смотрю на стоимость ТО авто (не у дилера, сейчас полно качественных сервисов с оригинальными з/ч), протеин (изолят, спорт пит, качество на первом месте, бренды не топовые, конкуренция есть даже среди наших производителей), BCAA (аминокислоты), говядина (вырезка, травяной откорм, т. е. обычная), творог. По сути, в этом наборе неплохой срез по производству.
На услуги особо не смотрю, поэтому оценка не совсем адекватна, но как индикатор неплохая. % роста не считаю точно, но в разы больше официальной инфляции, конечно же».
Кроме того, некоторые комментаторы не только назвали свои «индикаторы инфляции», но и сопроводили их рассказом о том, как они пытаются справиться с ростом цен:
»…Что покупаю постоянно и на что сразу чувствую изменение цен: хлеб (46 рублей за 700 гр, это единственный хлеб в нашей местности, похожий на хлеб, а не на жвачку), молоко (170 рублей за 2 литра, если в магазине), масло сливочное (350 рублей за 400 гр., если попасть на акцию, 430-450 если без неё, на выпечку тратить жалко, но маргарин есть неохота), подсолнечное (550-590 рублей за 5 литров), сахар (вот тут гречка отдыхает, 5 кило за 306 рублей — и мои глаза становятся шире, чем я когда-либо могла представить, макароны вроде перьев или спиралек (около 70 рублей за 400 гр), мясо (но его берëм редко, потому что сильно оптом, у нас морозилка есть, так что колебания не настолько сильно чувствуются. Ну и яйца, но это если отбросить периоды праздников (сейчас 85-90 рублей за десяток).
Очень многое из этого берем в выходные на базаре, в среднем каждую неделю оставляем там 3-4 тысячи рублей. Семья из троих взрослых работающих людей…»
»…Гречка у нас и туалетная бумага (во всем мире) — действительно какие-то товары с экзистенциальными смыслами, совершенно мне не понятными.
Гречку никто в семье (кроме собаки, которой покупается самый дешёвый продел — 2-3 кг в год) не любит и не ест (в отличие от многофункционального риса (и в суп, и в плов, и каша, и гарнир, и ризотто, и сладкий пудинг).
Туалетная бумага легко заменяется бумажными полотенцами (эти два идентичных товара разной нарезки дорожают по очереди) или детскими влажными салфетками (которые часто очень дешевы и экономичны).
Во всяком случае в моей семье, эти товары и цены на них мало влияют на бюджет. Как, например, подорожание поваренной соли (вспоминаем песню «Слухи» Владимира Высоцкого): при расходе на семью 5 кг в год (с учетом соления огурцов и грибов 20-литровыми бочками) мне все равно даже если подорожание будет в разы: 50 или 500 рублей в год семейный бюджет не подорвут.
Существенно влияет на бюджет подорожание ежедневного и не заготавливаемого впрок (хлебо-булочные изделия, качество которых резко падает, а цена растёт). Причём цена растёт не так заметно напрямую, а потому, что в поиске качества, приходится покупать в более дорогих пекарнях. Кондитерские изделия (мучные: торты, кексы, печенье) не просто подорожали, но ещё и испортились до несъедобного, как и сыры. Сыр не покупаем уже пару лет: даже дорогой не сравним по качеству с ординарным европейским, поэтому решили больше не экспериментировать, проще изредка привозить или заказывать «оттуда».
Очень заметно сокращение ассортимента по всем позициям продовольствия: мясо раньше было рядами, сейчас в том же универсаме — две витрины, морепродукты были и на развес и разная фасовка, сейчас 1-2 наименования в одном варианте. Больше стало «полуфабрикатов» — резаное-рубленое в маринаде, соусах и т.д, что очевидно скрывает снижение качества и маскирует «свежесть», создавая иллюзию облегчения готовки и добавляет цену. Подорожание сезонных овощей показывает, что дорожает абсолютно все.
Радуюсь умению печь и вообще готовить «из топора», но оскудение рациона заметно. Очень выручают собственные лесные заготовки, которые радостно меняем с друзьями на дачные овощи. Бартер вместо товарно-денежных…
Добавлю: последние 2 года мне продуктовая инфляция нагляднее всего в витрине с оливковым маслом: цена литра супер-качественного масла (редко привозимого малыми партиями) часто оказывается ниже, чем на полулитровую бутыль ординарного, но вновь завезённого…»
Между тем, социологи давно обратили внимание на Индекс потребительских цен (ИПЦ) и учитывают его в своих исследованиях. В этой связи, Прокофьев приводит примечательный комментарий, бывшего (в 2018–2022 годах) руководителя Росстата Павла Малкова, который в 2021 году говорил о реальном подорожании и его ощущении в обществе так:
«ИПЦ — наверное, самый обсуждаемый показатель Росстата, поскольку мы все каждый день имеем дело с ценами абсолютно везде. Индивидуальное ощущение (уровня инфляции) основано на личной потребительской корзине и изменении цен на товары, которые покупает конкретное домохозяйство. Это психологический фактор — мы фокусируемся на товарах, которые подорожали больше всего, и автоматически распространяем это ощущение [инфляции] на все остальные товары: например, видим, как подорожала гречка, и считаем, что так же подорожало и все остальное.
Росстат публикует не только общий ИПЦ, но и данные по каждой входящей в него позиции — можно собрать свою собственную корзину и увидеть тот самый рост, который мы фиксируем психологически. Росстат ежемесячно собирает информацию по 556 видам товаров и услуг в 282 городах. Мы наблюдаем более 82000 торговых точек, набор товаров и услуг постоянно корректируется в соответствии с обновлением ассортимента и потребительскими предпочтениями. У каждой позиции есть свой вес в потребительской корзине, состав и веса которой формируются на основе отдельного большого исследования. Можно сказать, что ИПЦ — не только один из самых чувствительных показателей, но и один из самых проработанных с точки зрения методологии и математики…»