Российская власть любит книжки. Особенно большой интерес госчиновники проявляют к истории. Учебники истории переписываются в стране часто и с удовольствием. Последние изменения были внесены несколько месяцев назад. Покончив с исторической наукой, власть перешла к филологии. Теперь в зоне особого внимания оказались сказки и былины. Конечно, в консервативном дискурсе, который теперь задает тон в России, любые отсылы к истокам приветствуются. Зачем думать о будущем, когда можно погрузиться в привычный и далекий от политики и других неприятностей мир. Да и психологи говорят, что сказкотерапия хороша не только для детей, но и для взрослых. Научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности ЮУрГУ Евгений Колтунов так описывает воздействие сказки на больших и маленьких:
— Речь идет об использовании сказки как метода терапевтической помощи… В случае детей сказки увлекают ребенка своим сюжетом, он ассоциирует себя с персонажами, расслабляется, открывается получаемому опыту. В большей степени здесь работает бессознательное, нежели логическое мышление. Это позволяет с большей легкостью донести до ребенка какие-то важные темы, нормы и правила общества, помогает стимулировать его творческие и креативные способности. В отношении взрослых базовый принцип работает схоже: зачастую и взрослому человеку куда легче принять или проанализировать информацию, переданную в форме изящных образов и метафор, нежели сухих данных.
Между тем, сказками в России занимались и занимаются ученые: филологи, этнографы, историки, наконец, литературоведы. Сборники русских сказок уже давно созданы. Они писались и в 18-м веке, и в 19-ме веке.
В 1841 г. была опубликована книга «Русские народные сказки» И. П. Сахарова.
В конце 30-х годов 19 века в Санкт-Петербурге были опубликованы небольшие сборники Богдана Бронницына под названием «Русские народные сказки».
В 1873 году вышло в свет четырехтомное издание А. Н. Афанасьева, охватывающее большинство аспектов русских сказок.
В рамках Русского географического общества существовала Сказочная комиссия, которая работала до 1928 года.
В 1960-х годах сказками занимался замечательный ученый В. Я. Пропп.
Другими словами, более изученного материала, чем сказки и былины, трудно себе представить.
Однако вряд ли государство озаботилось научными или терапевтическими свойствами русской сказки. Скорее, речь идет о том, какие тексты попадут в издательства, а какие останутся в архивах фольклористов. То есть, речь идет о цензуре на дальних подступах. Собственно, тем же занималась Сказочная комиссия Императорского Географического общества. Она отбирала сказки и решала, что публиковать в сборниках для губерний, а что лучше оставить. Видимо, нас ждет Сказочная комиссия 2.0 с теми же задачами.