Мария Дубинская, журналист, автор проекта «Монстры, вон из детской!»
Чем бы дитя ни тешилось… В контексте ассортимента современных игрушек, продукции для детей вообще, эта поговорка лично для меня, как и для огромного числа родителей России, звучит издевательски.
Я не знаю, в каком мире живут те, кому всё — «божья роса» и кто убеждён в том, что любая игрушка — это всего лишь игрушка и неважно, как она выглядит и какая история шлейфом тянется за персонажем. Думать так, на мой взгляд, означает быть поверхностным и слишком наивным, но главное — безответственным. Такой подход давно пора оставить в прошлом, так как времена сильно изменились, что во всей «красе» и нашло отражение на полках детских магазинов.
Не может быть всё равно, с чем соприкасается твой ребёнок: не только в прямом смысле слова — руками, но и, да, в переносном — мысленно.
Потому что игрушки — это, помимо прочего, ещё и проводники смыслов. А что посеешь — то и пожнёшь.
По аналогии с известным утверждением о том, что в плане физического здоровья мы все — «есть то, что мы едим», в плане нравственном — мы есть то, чем наполняем душу.
В России проверку качества игрушек и их выпуск в обращение регулирует Технический регламент Таможенного союза от 2011 года, где есть масса пунктов, но ни один при этом не касается морально-нравственной составляющей. Там попросту это не предусмотрено.
В части контроля за эстетичностью (т.е. внешним видом) и «нравственностью содержания» товаров для детей, влияния игрушек на психологическое состояние ребёнка рассчитывать на Роспотребнадзор тоже не стоит, так как это не в их компетенции. Не занимаются этим и в Минобразования с Минкультуры.
На практике в настоящее время в нашей стране в отношении игрушек проводится только санитарно-эпидемиологическая экспертиза, осуществляемая в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).
Иносказательно можно назвать это «экспертизой, но без души»: порядок анализа «смысловой нагрузки игрушек» не разработан, критерии того, «что такое хорошо» и «что такое плохо» официально не определены.
Между тем со стороны родительской общественности запрос на большее очевиден и логичен, особенно на фоне того, что в ноябре прошлого года президент своим указом утвердил Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Первая робкая попытка более глубокой экспертизы имела место осенью прошлого года, когда на фоне мощного родительского возмущения Роскачество инициировало проверку мягконабивной игрушки Хагги-Вагги. Результаты, однако, надо признать, многих разочаровали.
Да, в этой игрушке нашли фенол, а также были зафиксированы недочёты в сертификации (о результатах «Новые Известия» подробно писали здесь), но в части психологического влияния игрушек-монстров на ребёнка была озвучена достаточно размытая позиция, которая сводилась к тому, что необходимо прежде всего ограничивать доступ детей к опасному цифровому контенту, откуда они черпают знания о характере персонажа и его поступках.
«Исследование показало, что взаимодействие с Хагги-Вагги мало чем отличается от взаимодействия с другими мягкими игрушками. Но если ребёнок смотрит вот эти ролики в ютьюбе и Тик-Токе (заблокирован в РФ), и если он погружён в этот страшный, негативный цифровой контекст, то это, безусловно, проявляется в его взаимодействии с игрушкой», — отметила в своём отчёте для Роскачества руководитель Центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ Ольга Рубцова.
Тем не менее, безусловно, Роскачеству стоит сказать спасибо уже за попытку «копнуть глубже» и за то, что проблема игрушек-монстров таким образом была выведена на иной уровень.
Кстати, на волне сообщений о проведении этой экспертизы огромное количество СМИ в прошлом году ошибочно написали, что Хагги-Вагги теперь запрещён и эти игрушки начинают изымать из продажи. Чтобы убедиться в том, что этого не произошло, достаточно зайти на страничку любого маркетплейса.
Уже не первый год в рамках проекта «Монстры, вон из детской!» вместе с единомышленниками я веду пристальное наблюдение за тем, что предлагают нашим детям магазины и магазинчики, крупные производители и маленькие частные мастерские, и могу констатировать: у родительского сообщества стало возникать всё больше вопросов и небезосновательных претензий к товарам для детей. (Об общественной поддержке, которую получил проект, «Новые Известия» рассказывали здесь)
Люди пишут из разных городов, многие не сидят сложа руки: кто-то оставляет жалобу в книге жалоб и предложений магазина, а кто-то даже добивается отмены тех или иных шоу-программ и концертов, действующими героями которых являются, например, персонажи совсем не детского сериала «Игра в кальмара», разномастные Хагги-Вагги, Килли-Вилли и прочие монстры. К этой «битве» активно подключился всероссийский союз родителей «Вместе».
Рассуждая об ужасных игрушках, родители нередко спрашивают: а почему, собственно, дети вообще должны видеть «вот это всё»? Вопрос риторический… Но, как известно, то, что однажды было увидено — не может быть «развидено»…
Параллельно, чтобы разбавить весь этот отвратительный контент и показать, что может быть и по-другому, мы с неравнодушными родителями, разумеется, стараемся распространять информацию о хороших игрушках, добросовестных производителях, интересных местах для полезного и безопасного детского досуга.
Несмотря на сегодняшнее изобилие игрушек на любой вкус, несмотря на все те прекрасные вещи для детей, о которых ранее нельзя было и мечтать, среднестатистическая картинка вырисовывается довольно печальная. Потому что — не изобилием единым.
Сегодня любая, скажем так, дрянь, если она выполнена из — условно — более-менее качественного гипоаллергенного материала, имеет возможность появиться на прилавке. То есть если эта дрянь не способна нанести вред физическому здоровью ребёнка, то этого, как считается, достаточно.
Между тем, конечно же, игрушки бывают токсичными не только по своему составу (как тот же, набивший всем оскомину, Хагги-Вагги), но и по своей сути (опять же, как этот зубастый уродец, родом из компьютерной хоррор-игры, где пугает и убивает; или как всевозможные игрушки-монстры, которым несть числа и которые зачастую преподносятся как привлекательные и положительные герои).
Следует уточнить, что проблема масштабна и касается всех видов детской продукции — от игрушек, игр (в том числе, компьютерных, разумеется) и канцтоваров до мультфильмов, книг, одежды и так далее.
К слову, в последнее время активно развивается направление дешёвеньких «прикольных сладостей», которых навалом возле кассы любого магазина и которые по этой причине постоянно находятся в поле зрения детей, на расстоянии вытянутой руки.
Червями и пауками нынче уже никого, видимо, не удивишь, поэтому особое распространение сейчас получили изделия в виде частей тела — леденцы и жвачки в форме глазного яблока, мармелад в виде пальцев, рук, ног, ступней, соплей…
Конфетки продаются в упаковке в виде унитазов, шприцов, черепов, пистолетов, патронов, гранат…
«Ёршики для чистки унитаза не лизали никогда?», — говорится в рекламе одного из «лакомств» (см. фото). Нет, это не бред сумасшедшего, а реальная продукция, которая попала в Россию и продаётся там и сям.
Некрофилия, каннибализм, «милитари»… Буйная фантазия производителей породила «вкусности» с «душком», но товароведы наших магазинов (и их владельцы), судя по всему, считают, что в этом нет «ничего такого». Раскупается же. А деньги не пахнут.
Множество игрушек, мелькающих сегодня перед глазами ребёнка, осуществляют подмену понятий добра и зла, красоты и уродства, нормального и ненормального. А массовость подобных «образов» и их активнейшая популяризация наводит на размышления о неслучайности происходящего.
Количество давно перешло в качество, потому-то родители и бьют тревогу: речь не об эпизодах, а об общем фоне.
Наибольшая часть данных товаров хлынула к нам из-за рубежа, это факт, но кое-что производится и у нас — видимо, так сказать, в угоду всемирному тренду.
В этой связи интересен момент о спросе, который, как известно, рождает предложение. С одной стороны, с этим всё понятно, спорить незачем, но с другой — люди ведь выбирают из того, что видят. А значит? А значит, — здравствуй, очевидность — спрос возникает на той почве, которая есть.
Соответственно, сколько бы справедливых вещей ни говорилось о первостепенности роли семьи в воспитании и формировании личности ребёнка, не стоит забывать о том, что мы все живём не в вакууме — крайне важно «качество среды», в которой маленький человек растёт.
Можно сколько угодно ёрничать по поводу «скреп», но проблематика детских товаров лежит не только в плоскости материального, но и духовного. Всё это очень серьёзные вещи, а не повод поупражняться в остроумии.
Именно поэтому ответственные родители хорошо понимают (или интуитивно чувствуют), что вопросы из области морали и нравственности в части контроля за производством отечественных игрушек и ввозом игрушек извне — в глубинной своей сути есть, ни много ни мало, вопросы, напрямую связанные с национальной безопасностью страны, сколь бы пафосно это ни прозвучало.
Потому что: «сегодня дети — завтра народ». (С. Михалков)
Итого: до недавнего времени в современной России никто, кроме самих родителей не был всерьёз озабочен вот этой комплексной — эстетической, этической, смысловой нагрузкой, которую транслируют на детскую аудиторию игрушки, игры, мультфильмы и т. п.
При этом понятно и то, что далеко не все родители могут постоянно фильтровать происходящее вокруг ребёнка — многие вынуждены быть всеядными и по умолчанию доверять тому, что предлагает семье рынок: «раз это появилось в детском магазине — это же не может быть плохим!».
Увы, сегодня это не соответствует действительности — может, и ещё как.
Мне иногда пишут про бешеную нагрузку на работе, про ежедневную битву за копейку на хлеб ради, собственно, выживания, — действительно, какие уж тут игрушки… Но важно понимать: какими бы уважительными ни были причины, результатом такого отношения будет то, что через абы какие игрушки и прочее дети будут потреблять массу деструктивного ментального фастфуда. А это не может не оставить свой след.
Получается, что был упущен существенный момент, надо смотреть правде в глаза: государство вовремя не уделило достаточно внимания контролю за смыслами, передаваемыми через игрушки детям, а значит, и в целом обеспечению безопасности мира детства, который по определению должен быть ориентированным на добро, радость, созидание и красоту.
И сегодня эту брешь обязательно надо залатать.
Эту актуальнейшую в сфере детства тему у нас с единомышленниками была возможность обсудить в апреле на круглом столе, посвящённом дошкольному образованию, в рамках всероссийского форума «Народное образование», который прошёл в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Было много интересных участников, а модератором выступил главный редактор книжного издательства «Концептуал» Константин Антипин (проекты «Доброе детство», «Папин надзор»). Все мы внесли свои предложения в общую резолюцию. Сейчас ведётся работа по ним, чтобы вычленить самое важное и передать дальше, в профильные ведомства, для осмысления и реализации.
Ситуация зашла настолько далеко, что в одиночку родители с потоком одебиливающего негатива, выливающегося на детей отовсюду, не справляются.
В содружестве с родительским, педагогическим и психологическим сообществом необходимо определить и зафиксировать чёткие критерии того, что является недопустимым и враждебным по отношению к детям и, исходя из этого, на постоянной основе начать создавать масштабный Госзаказ на продукцию для детей, популяризирующую традиционные ценности, возвышенные идеи, добро и позитив. Нужны внятные предложения для бизнеса, стимулирование таких производителей.
Добро нужно делать популярным всеми возможными способами.
В сфере продукции для подрастающего поколения сегодня, на мой взгляд, развёрнута полномасштабная кампания по превращению чистого мира детства в мир искажённых представлений о жизни в целом и отношений между людьми в частности.
Чтобы не быть голословной — перечислю некоторые из разрушительных тенденций, которые зафиксировала в рамках проекта.
Эстетизация и романтизация безобразного. Разномастные уроды, мутанты и так далее массово преподносятся детям в качестве крутых героев, примеров для подражания. (Халк, Веном и компания, «Радужные друзья» и т. д.)
Демонизация детства. Насаждение инфернальных сущностей, «гостей из ада», всякой нечисти. Как в интервью мне сказал протоиерей Андрей Ткачёв (кстати, его посмотрели более 275 000 человек и оставили свыше 1600 комментариев, что говорит о том, насколько проблема волнует россиян, — «лукавый сегодня уже поселился в детской спальне».
Уход от реальности. Персонажи с магическими способностями, суперспособностями.
Сексуализация детства, развращение, продвижение ЛГБТ. Как отмечала известный психолог и специалист по куклотерапии Ирина Медведева, отсутствие интимного стыда является одним из признаков шизофрении. Через пошлые вульгарные игрушки искажается образ женщины. Образ матери, как символ чистоты и любви, можно сказать, отсутствует; исчезает такое важное качество как скромность. Предел мечтаний многих девочек — куколка LOL с аппетитными формами, в чулочках в сеточку. Есть и другие излишне сексуализированные куклы, которые откровенно похожи на девиц с низкой социальной ответственностью. А персонажи мужского пола в некоторых линиях кукол представлены как метросексуалы, холёные и женоподобные.
Вестернизация детства: специфический «тренд», но тем не менее, в сфере детства играет свою роль и он — сложно найти товар без надписи на английском; мы видим засилье западных персонажей, свои же забываются напрочь; Хэллоуин и День Валентина знают и отмечают не только в школе, но и в дошкольной среде; сплошной happy birthday на днях рождения, наш «каравай-каравай» предан забвению. Вокруг сплошные «кидсмаркеты» и «бэбишопы». Да и, чего греха таить, каждый из нас в той или иной степени грешит употреблением иностранных словечек, когда есть вполне себе определение на родном языке (я и сама такая). Подробнее по этой теме писала в статье «Митболы в коворкинг-центре».
Танатизация (романтизация смерти): появилось множество игрушек-зомби, мертвецов; продвигается заигрывание со смертью; провокация суицидальных мыслей и настроений, депрессии (куклы Monster high, WOW, Once upon a Zombie и т. д.).
Десакрализация жизни через кукол-реборн (копии младенцев), кукол с вывернутыми наружу органами, роботизированных созданий (мечта трансгуманистов).
И всё это, конечно, идёт рука об руку с навязыванием агрессии и жестокости как нормы поведения.
Отличным примером этого служат разнообразные «игрушки-антистресс» и «тянучки» которых полно на всех торговых площадках. Фигурки разных персонажей нужно не просто мять, а именно бить, стучать по ним (чтобы выдавить наружу глаза, например) и максимально растягивать, словно бы в попытке выдрать им руки и ноги. Отличная детская забава, чего и говорить…
Посмотрите, что торговцы пишут в описании к таким товарам (все эти тексты однотипны и представляют собой сплошное восхваление и умиление выдающимися достоинствами игрушки-монстра): «Идеальный подарок для ребёнка. Каким вы его себе представляете? Конечно же это мягкая игрушка. Особенно если это герой популярной компьютерной игры Roblox. Мальчики, девочки и подростки будут в восторге от такой фигурки роблокс-антистресс. Этот милый монстрик станет оригинальным подарком на любой праздник: будь то день рождения, новый год, 14 февраля, 8 марта, 23 февраля, выпускной, 1 сентября, день защиты детей и просто без повода. Ведь именно о таком подарке они мечтали».
В связи с вышеизложенным, очень радует, что ситуация постепенно сдвигается с мёртвой точки.
Эхо родительской обеспокоенности и возмущения докатилось до высоких кабинетов, проблема наконец дозрела до такой степени, что нас услышали.
Две недели назад первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая, благодаря которой и была инициирована вышеупомянутая экспертиза игрушки Хагги-Вагги Роскачеством и которая, к слову, ещё в прошлом году выразила поддержку проекту «Монстры, вон из детской!», провела рабочую встречу, посвящённую теме игрушек.
В обсуждении приняли участие представители Министерства здравоохранения, Министерства финансов, Министерства труда и соцзащиты, Минпромторга, Минэкономразвития, Роспотребнадзора, уполномоченный по правам ребёнка в г. Москве и др.
Ключевым вопросом повестки было совершенствование экспертизы настольных игр и игрушек.
«Как вы подходите к выбору игрушек для своего ребенка? Полки магазинов и маркетплейсов заполнены множеством товаров для детей. Но все ли они безопасны? Взять, к примеру, нашумевшую игрушку Хагги Вагги. Вы знали, какой смысл в нее вложен? А ЛГБТ игрушки? Чему они смогут научить наших детей?
Мы с коллегами провели пленарное заседание на тему «Совершенствование экспертизы (социальной, психологической и санитарной) настольных игр и игрушек». Мы обсудили конкретные меры для повышения защищённости наших детей.
Например: маркировка 18+, конфискация и запрет продажи ЛГБТ игрушек в связи с нарушением закона, гранты на поддержку НКО, которые будут проводить мероприятия, связанные с темой безопасных и отечественных игрушек.
Для нас важно обезопасить детей, при этом, чтобы это не сказалось на цене для производителей и покупателей!», — написала в своём телеграме Татьяна Буцкая.
Все участники этой встречи были единодушны: экспертизу расширять и совершенствовать необходимо. Было предложено внести в статью 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» ряд соответствующих изменений.
А вот что по поводу игрушек рассказала Ольга Ярославская, уполномоченный по правам ребёнка в г. Москве.
«На мой взгляд, крайне важно грамотно заниматься профилактикой, ведь не секрет, что даже самые прекрасные законы порой не исполняются на должном уровне. Давайте наконец начнём серьёзно в этом плане работать с семьёй. По-хорошему, нужна непрерывная информационная кампания, в рамках которой родителям — нынешним и будущим — будут разъяснять, как важно правильно выбирать игрушку, книжку, мультик, будут рекомендовать хорошие фильмы и музыку, параллельно аргументированно разъясняя, с чем знакомить детей не стоит вовсе.
Было бы правильно, если бы такая работа была сосредоточена в руках какого-то одного ведомства или, допустим, общественной организации, — смысл в том, что этим необходимо заниматься не от случая к случаю, не от гранта к гранту, а на постоянной основе.
Как только это будет реализовано и уровень просвещённости в данном вопросе в родительском сообществе будет расти, уверяю, «плохие игрушки» станут никому неинтересны, их перестанут покупать. А пока что многие мамы и папы, бабушки и дедушки идут на поводу и детских желаний и «голосуют рублём», зачастую попросту не понимая, чем это чревато», — отметила Ольга Ярославская.
Что ж, мы, родители, будем ждать со стороны государства дальнейших конкретных действий, которые принесут реальный результат. Потому что справляться только своими силами нам, мягко говоря, непросто.
Пожалуйста, «наверху», только не останавливайтесь.