Posted 1 августа 2023, 09:21
Published 1 августа 2023, 09:21
Modified 1 августа 2023, 09:23
Updated 1 августа 2023, 09:23
Дмитрий Михайличенко, аналитик, доктор философских наук
Перепрошивка идентификационной стилистики социума и отход от позиционирования России как европейской страны (наиболее заметное в 1990-е и 2000-е гг.) в сторону евразийскости проходит вполне успешно, но долгосрочные перспективы у такой стратегии, что называется, поднебесные.
Согласно историософу А. Д. Тойнби, Россия — это цивилизация, имеющая родственные связи с западной. Корни у них одни: греко-римские и христианские. Учитывая современные реалии, можно говорить о России как государстве околоевропейском, наряду, например, с Турцией. Но если, например, Реджепу Эрдогану нужно амортизировать негатив в крупных мегаполисах страны — он заигрывает с Евросоюзом, а Владимиру Путину в нынешних реалиях целесообразнее подчеркивать евразийский путь страны.
Налет вестернизации российский социум стирает с себя достаточно успешно. Западно-европейские автомобили сменяются китайскими, поездки в Европу бомонду заменяет Дубай, западных фильмов в стране стало меньше, но все равно они есть и, при острой потребности, посмотреть их можно. Ну, а про участие российских футбольных клубов в Лиге чемпионов можно пока забыть, хотя спортивные функционеры не торопятся переходить в азиатские лиги. Заменители «Coca-Cola» и «McDonald’s», с некоторыми финансовыми и качественными потерями, найдены.
Нынешнее состояние — явное переходное. Правящий класс активно пытается импортозаместить досуг российского общества и уменьшить влияние западных моделей потребления и стилей жизни. До китайских сериалов по центральному ТВ (как в Казахстане) пока еще не дошло, но это в будущем совсем не исключено.
Еще одна тенденция, вымывающая из российской социальности остатки европейскости: отток из страны образованных граждан, ценящих не только красоты Дубая и Пекина, но и культуру европейских городов и местное самоуправление. Самостоятельный и свободолюбивый средний класс в европейском понимании слова заменяется усредненным, как в Китае или в СССР, главная добродетель которого — много работать.
Все эти процессы осуществляются безболезненно по причине высокого уровня антизападных настроений, которые после 24 февраля 2022 г. набрали свои обороты. Это — с одной стороны, а с другой: Россия остается государством с экстенсивной экономикой, ориентированной на отток ресурсов. В этом плане лишать себя западного крыла и замыкать все на Восток — не самое лучшее стратегическое решение. Реанимация контактов с Западом и возобновление нормального экономического взаимодействия в перспективе 5-10 следующих лет выглядит как достаточно вероятная, тем более что это же необходимо для снижения зависимости от поднебесных ханьцев.
За последние четыре века только, пожалуй, правление Ивана Грозного ознаменовалось жестким разрывом с Западом и борьбой с латинянством на фоне провальной Ливонской войны. Даже в период Холодной войны взаимодействие с Западом шло, к тому же Восточная Европа была под контролем СССР.
Повторение изоляционного сценария маловероятно, однако, антизападные настроения выступают значимым фактором сохранения власти правящим режимом и будут поддерживаться ими. Конструкция имеет возможности стать устойчивой на долгосрочную перспективу, так как удовлетворяет экспортные аппетиты номенклатуры и позволяет держать социум в самобытно-мобилизационном состоянии. Но тут многое будет зависеть не столько от хода СВО, сколько от контура глобального противостояния США и Китая. Вполне возможно, ханьцы будут активнее провоцировать изоляцию России от Запада, так как это отвечает их интересам.
Специально для «Кремлевского безБашенника»