Posted 26 июля 2023, 20:22
Published 26 июля 2023, 20:22
Modified 26 июля 2023, 20:24
Updated 26 июля 2023, 20:24
Так сложилось, что гречка в России стала главным индикатором скорейшего прихода кризиса. Как золото является в мире резервным инструментом для сбережения средств, так для народа гречка является резервным продуктом и основой для формирования запасов на чёрный день наравне с сахаром.
Пришли плохие новости: аналитики ожидают, что уже к сентябрю оптовые цены на гречку вырастут примерно на 10% — с нынешних 41 тыс. рублей за тонну до 45 тыс. рублей. По мнению гендиректора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, все дело в завершении сезона сбора урожая, девальвации рубля и рекордных объёмах экспорта. ФАС на всякий случай уже вынесла эксперту предостережение, поскольку его заявление может вызвать ажиотажный спрос и рост цен. Это еще не обвинение в сговоре, а лишь устное предупреждение, рекомендация быть осторожнее со словами и прогнозами. Но не исключено, что теперь именно действия ФАС вызовут «эффект Стрейзанд». Это когда именно запрет какого-то события резко повышает его популярность.
Аграрии в прошедшем сельхозгоду собрали рекордный урожай гречневой крупы: по оценке ИКАР, с сентября 2022 года они произвели 415 тыс. тонн гречки — это на 27,15 тыс. тонн или на 7% больше, чем было годом ранее. Но эти объёмы не стали залёживаться на складах: экспорт в сельскохозяйственном сезоне 2022–2023 годов (начинается 1 июля, завершается 31 июня следующего года) составил 262 тыс. тонн, увеличившись на 17% или 38 тыс. тонн. То есть на внутренний рынок попадает даже меньше гречки, чем было раньше.
Ни санкции, ни СВО не помешали отправлять крупу за границу, поскольку основными покупателями являются Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Молдавия и Грузия. Гречка — это специалитет на постсоветском пространстве, поэтому значительных проблем с экспортом не возникает.
У повышающихся цен есть две причины: сокращающееся обеспечение внутреннего рынка продукцией и ажиотажный спрос на нее. По графику цен на гречку можно с высокой точностью определять начало и конец кризисов.
Сначала был 2014 год, принёсший первые антироссийские санкции, импортозамещение и двукратное падение рубля. Народ тогда не знал, что делать и запасался всем, чем мог. В итоге килограмм гречки в рознице вырос с 35,56 рублей в октябре 2014 года до 94,14 рублей в августе 2016 года. Но потом и народ, и производители адаптировались к новой реальности, поняли, что прошлого не вернуть. И за 2 года цены опустились почти до докризисного уровня — 47,3 руб. за 1 кг.
Но потом пришёл COVID-19. В магазинах опустели полки. Гречка в 2020 году стала самым подорожавшим продуктом. К сентябрю 2021 года цены повысились до 103,4 рублей за 1 кг. А в феврале 2024 года случилась СВО — народ вновь стал пополнять запасы гречки. Закупались зерном даже те, кто в обычной жизни гречку не любит и почти не ест. К маю 2022 года килограмм взлетел до рекордных 144,23 рублей за 1 кг. Из-за ажиотажного спроса в формирование цен даже вмешалась федеральная антимонопольная служба — чтобы торговые сети не накручивали цены, усугубляя ситуацию.
Потом выяснилось, что катастрофы для большинства жителей России не случилось, а запасы надо подъедать. Цены к настоящему моменту с прошлогоднего пика упали почти на 40% — до 88,78 рублей в июне 2023 года. И это одновременно и хорошая, и плохая новость для людей.
Гречку сейчас можно назвать доступным продуктом — цены на уровне июня 2016 года. Только тогда средняя зарплата составляла 38447 рублей, а сейчас 71204 рубля (самая свежая информация от Росстата — за апрель 2023 года). То есть после уплаты НДФЛ, россиянин в 2016 году может позволить себе на одну зарплату 374,5 кг гречки, а теперь — почти 698 кг. Это хорошая новость.
А плохая заключается в том, что после прошлогоднего взлёта цен теперь у гречки есть колоссальный потенциал роста. Розничные цены более 100 рублей за 1 кг уже никого не удивят.
Способ сдержать цены на гречневую крупу лишь один — сократить её потребление и не спешить с покупкой. Народ поставили перед фактом: других инструментов нет. Дело в том, что внутренний рынок целиком и полностью зависит от урожая и возможности производителей отправить крупу на экспорт. А предупреждения ФАС ситуацию не спасут. Если понадобится, торговые сети могут оперативно переписывать ценники — прибыль важнее всего.