Андрей Злобин, к. т. н., математик
Фёдор Сергеевич Зайцев, многие годы посвятивший работе на факультете «Вычислительной математики и кибернетики» (ВМК), в своем видео-интервью высказывает предположение, что договор с ним не продлили по причинам научного вольнодумства. Последнее время одним из направлений его исследований совместно с В. Л. Бычковым, доктором физико-математических наук, профессором Физфака МГУ, стала теория физического вакуума или эфира. «Новые Известия» уже рассказывали об этой прорывной работе. Это «вольнодумство», кстати, было оценено самим Московским университетом необычайно высоко: первое же издание книги двух авторов на эту тему, представленное факультетом ВМК, было отмечено победой в 2018 году на конкурсе работ МГУ им. Ломоносова, имеющих выдающееся значение для развития науки и образования. Буквально только что вышло третье издание книги и интерес к публикации растет не по дням, а по часам. В частности, авторы добавили небольшой, но важный раздел на тему актуальных биологических приложений. Биологическая наука сегодня развивается семимильными шагами и свежий взгляд с позиций эфирных процессов способен объяснить в биологии очень многое. И вот теперь — увольнение. Как гром среди ясного неба. Давайте задумаемся: есть что-то неестественное, противоречивое в отстранении от работы профессора Зайцева, которое выглядит слишком подозрительным, словно «подковерным». Многое видится совершенно в другом свете, если сосредоточить внимание не на частной тематике физического вакуума, а на сумме достижений талантливого ученого, быстро восходящего по ступеням мировой научной иерархии.
В 1985 году Ф. С. Зайцев с отличием окончил факультет «Вычислительной математики и кибернетики» МГУ им. Ломоносова. В 1988 году там же досрочно окончил аспирантуру и защитил кандидатскую (к.ф.-м.н.), а затем в 1997 году и докторскую диссертацию (д.ф.-м.н.). С 1993 г. руководитель и со-руководитель международных научных договоров. В 1996 стал лауреатом премии им. И. И. Шувалова МГУ. В 2000 году ему было присвоено ученое звание профессора. Специалист по математическому моделированию в физике плазмы и задачам управляемого термоядерного синтеза. В 2016 году распоряжением Правительства РФ №1894-р от 9.09.2016 назначен в Совет Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и избран членом Бюро фонда (ныне РЦНИ). С 2017 года — представитель Российской Федерации в международном проекте термоядерного реактора ITER, ITPA Energetic particle physics topical group. В 2016-2019 победитель четырех (!) конкурсов научных работ МГУ, имеющих выдающееся значение для развития науки и образования. Автор более 250 научных публикаций, 14 научных монографий, 24-х учебных курсов. Подготовил множество учеников, среди которых дипломники, аспиранты, кандидаты наук, то есть, фактически основал свою научную школу. Настоящий патриот России, Ф. С. Зайцев всегда это подчеркивает, прилагает все силы для торжества отечественной науки. По всем мировым меркам ученый в 60 лет достигает пика своих творческих возможностей. И кто после этого возьмет на себя смелость утверждать, что профессор Зайцев не должен продолжать работу в МГУ?! Абсурд…
А теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны. Для этого нужно хорошо знать историю факультета ВМК и понимать, какие опасные интриги могут скрываться за «закрытием» научной школы профессора Зайцева. Факультет «Вычислительной математики и кибернетики» основал крупнейший российский ученый, математик, академик А. Н. Тихонов. Именно он в конце 40-х годов прошлого века организовал вычислительную лабораторию, проводившую расчеты взрывного процесса атомной бомбы. Учеником академика Тихонова стал математик А. А. Самарский, продолживший традиции научной школы, также участвовавший в работах по атомной бомбе и ставший впоследствии академиком. В свою очередь А. А. Самарский был научным руководителем в аспирантуре у будущего академика и декана факультета Д. П. Костомарова, возглавлявшего ВМК вплоть до 1999 года. Дальше догадались? Так оно и есть: профессор Ф. С. Зайцев является учеником академика Костомарова. Налицо тщательное выстраивание сложнейшей отечественной научной школы математического моделирования, строгая организация преемственности в течение многих десятилетий, передача профессиональных компетенций ученых от поколения к поколению. Атомная бомба, термоядерные процессы — нужно ли объяснять, насколько значимой является для России эта сфера вычислительной математики? 30 июня 2023 года произошло то, что не должно было произойти ни при каких условиях. Договор с Ф. С. Зайцевым не продлили. В мгновение ока наша страна лишилась огромной части стратегического научного наследия. Такой опыт быстро не восполнить.
Физический вакуум и вольнодумство, как мне кажется, это несколько о другом. За свою историю МГУ знал вольнодумства и похлеще. Одно время вольнодумцем считали и самого М. В. Ломоносова, имя которого сегодня носит Московский университет. Нет. Возможно, не в вольнодумстве дело. Возможно, просто появился удобный предлог разом «прихлопнуть» стратегически важную математическую научную школу, преуспевающую в сфере задач термоядерного синтеза. Кому и зачем понадобилось ударить по отработанным российским термоядерным технологиям — вот главный вопрос во всей этой некрасивой истории. И этот вопрос повисает в воздухе… Хочется верить, что разум восторжествует и найдутся умные люди, способные осознать и исправить чудовищную ошибку с увольнением, а возможно обычное головотяпство, недоразумение.