Переводы денег из России заграницу представляют собой смесь шагреневой кожи и конструктора «Лего». А все потому, что количество возможностей сокращается после объявления очередных санкций, а сложные конструкции из карточек, банковских переводов и стран рушатся на глазах.
С прошлой пятницы 3 грузинских банка сообщили, что больше они не принимают переводы от Юнистрима. TBC, Bank of Georgia, Liberty bank — три главных банка страны закрыли для россиян возможность получить деньги из России и переводить их туда. Армения, Казахстан, Узбекистан…
Больше нельзя сделать перевод ни в Турцию, ни в Израиль.
Ее конкурент «Золотая корона» держится, но у нее есть один существенный недостаток: курс обмена на 10% больше курса ЦБ РФ. Кроме того, «Корона» не принимает карты санкционных банков.
Вопреки расхожему мнению, банков, через которые можно теоретически перевести деньги или осуществить платеж, значительно больше, чем кажется на первый взгляд.
«Юникредит» отпадает для всех, у кого там нет валютного счета. Новый счет открыть невозможно, можно даже не пытаться.
Есть еще несколько банков с подключением к SWIFT: Газпромбанк, Райффайзенбанк, ОТП Банк, Тинькофф.
Райффайзенбанк и Газпромбанк переводят крупные суммы — от 20 тысяч долларов и выше. Газпромбанк повысил комиссию с 1% до 3%, ограничив максимальный платеж 60 тысячами рублей. В Райффайзен, напротив, комиссия снижена до 300 долларов на все переводы. Давление на банк продолжается. С 3 июля появились дополнительные страны, куда невозможен перевод в евро: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Иордания, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Объединенные Арабские Эмираты, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. Кроме того, переводить деньги за границу могут только клиенты, оплатившие премиум-счет. В некоторых отделениях требуют открыть сразу два счета: валютный и рублевый.
Венгерский ОТП-банк, из-за которого премьер Виктор Орбан ссорится с Украиной, переводит не больше 2 миллионов рублей, или 22 тысячи долларов по нынешнему курсу, в «дружественные» страны. Кстати, переводы могут осуществляться только в евро.
Тинькофф-банк, напротив, переводит только доллары и только в дружественные страны.
Есть еще более мелкие банки, как Росбанк или Русский стандарт, но они переводят мелкие суммы. Платежи возможны только в несколько дружественных стран и только в валюте этих стран.
Есть одно препятствие, о котором забывают граждане, переводящие деньги в Европу, США или другие страны, присоединившиеся к санкциям против России. Мало отправить деньги, их еще надо получить в банке назначения. А это большой квест. Деньги приходят не в отделение в Берлине или Глазго, а в штаб-квартиры банков, где созданы специальные подразделения по переводам из России. Каждый отдельный перевод проверяется по правилам, которые неизвестны даже в отделениях банков-получателей. Какие критерии играют роль в решении, принять или не принять перевод, неизвестно. Можно предположить, что и отправляющая, и получающая стороны проверяются на списки людей под санкциями. Но критериев намного больше, чем только списки. Часть платежей возвращается обратно. И вот тут становится понятно, зачем Райффайзенбанк заставляет, помимо валютного, открывать рублевый счет. Дело в том, что при возврате перевода деньги попадают не на ваш валютный счет, а на рублевый — после того, как банк отконвертирует сумму и вычтет комиссию.
Это достаточно беспроблемный способ переброски денег, но действует карта только в Армении, Белоруссии, Вьетнаме, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Южной Корее. Для отпуска в Турции или на Мальдивах карточка бесполезна.
Этот тип переводов действует поверх SWIFT. Такие сервисы предлагают перевести деньги на промежуточный счет, с которого они потом уходят в европейские банки, в Великобританию, Черногорию, Сербию, Грузию и Турцию. Преимущество их в том, что платежи не проходят строгой проверки. Раньше в России по этому принципу работала платежная система Wise, но ее счета расположены в Бельгии, поэтому после начала СВО она в России не работает. Теперь можно воспользоваться Swapy. Стоимость перевода составляет 3%, как и у многих банков, зато нет ограничений по сумме. В США и Канаде Swapy не работает.
Криптовалюты могут стать заменой банковскому переводу, если знать несколько правил. Для тех, кто ищет стабильности и обеспокоен сообщениями с биржи о волатильности биткойна, подойдут стейблкойны. Это цифровые деньги, привязанные к «нормальным валютам». Популярны USDT, которые привязаны к доллару, а заучит, их можно продавать и покупать без особых рисков.
Для этого нужно установить приложения для кошелька, создать все пароли и выбрать криптовалютную биржу или цифровой обменник с доступным ресурсом. В континентальной Европе с криптой может быть несколько сложно, однако справиться с этим можно. Комиссии при переводе, как правило, небольшие. Может быть, потребуется несколько операций, чтобы обслуживающий банк не поставил «красный флаг» из-за суммы. В остальном все достаточно просто.
Есть еще старая, как мир, вернее, как Восток, клиринговая система, когда деньги передаются в одной стране, а получатель платежа после уведомления мгновенно получает его в своей стране. Этот неформальный способ перевода возник в Индостане задолго до западной банковской системы и действует и поныне. После того, как 90% денежных путей было перекрыто санкциями, старая «новая хавала» расцвела пышным цветом в российских диаспорах и в Европе, и в Западном полушарии. Например, телеграм-канал «Обмен валюты Болгария» предлагает множество сервисов. Например, есть предложение за наличные в Москве мгновенно получить евро или левы в любом болгарском городе, будь то София, Варна или Бургас. Некоторые фирмы могут зачислять деньги на счета в России в любом удобном клиенту банке. Есть и обмены, которые предлагаются только при личной встрече.
Такие предложения есть и в Германии, и в Чехии, и в Испании. Очевидно, что налоги с таких сервисов не платятся, а их безопасность никто не гарантирует. Следует также помнить, что хавала была излюбленным способом перевода денег таких одиозных организаций, как террористическое, запрещенное в России «Исламское государство».