Posted 21 июля 2023, 07:13
Published 21 июля 2023, 07:13
Modified 21 июля 2023, 07:15
Updated 21 июля 2023, 07:15
ИРИНА МИШИНА
Те, кто не хочет служить в армии, сможет реализовать себя как дояр, биолог, оленевод, лесничий, садовник, ветеринарный фельдшер и даже эпидемиолог. Сейчас в этот список, который ежегодно готовит Минтруд, вошли 150 профессий.
Вообще в списке профессий, разрешенных по альтернативной службе, также пекарь, официант, няня, помощник воспитателя, тракторист, токарь и даже артист ансамбля песни и танца… Но сейчас в тренде оказались специальности, связанные с природоохраной. И надо быть готовым к тому, что вместо срочной воинской службы в 12 месяцев альтернативная будет длиться от 18 до 21 месяца в зависимости от специальности.
Правительство поставило вопрос ребром: до начала осенней призывной кампании этого года природоохранные ведомства должны подготовить предложения по дополнению перечня видов работ, профессий и должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную службу.
Альтернативу воинской службе скорее всего могут предложить там, где традиционно происходят крупные лесные пожары. К примеру, на таких территориях, как Якутия, Читинская область или Колыма, которые не первый год возглавляют печальный антирейтинг лесных пожаров. Одна из причин этого — катастрофическая нехватка сил и средств пожаротушения на местах. Ситуацию в большинстве случаев удаётся преломить лишь при подключении профессиональных пожарных из центра, а срочники могут создать необходимый резерв огнеборцев. Вероятно, губернаторам стоит задуматься, как обучить парней призывного возраста профессиональной борьбе с пожарами, чтобы создавать бригады быстрого реагирования в «горячих точках». Вообще, если вдуматься, специальность лесного огнеборца не сильно отличается от воинской службы по опасности…
Есть предложения альтернативной службы и в тех регионах, где пробуксовывает реализация федеральных проектов «Чистая страна» или «Оздоровление Волги». Там предлагают занять молодых людей на альтернативной основе уборкой грязных земель и вод. Времени до окончания этих проектов осталось всего 1,5 года, и уже очевидно, что без дополнительных свежих сил в ряде субъектов может случиться провал.
Все эти предложения на бумаге выглядит привлекательно. Однако, экологи восприняли инициативу без особого энтузиазма.
«Лесничих не хватает во многих регионах, и альтернативная служба тут не сильно поможет. Лесным пожарным или лесничим просто так, сходу не станешь, тут вопрос серьезной профессиональной подготовки. Не уверен, что многие массово будут менять службу в армии на альтернативную. Во-первых, служба в армии дает много карьерных преференций плюс значительные выплаты за участие в СВО. Я бы склонился к тому, что целесообразнее наводить порядок в армии, усилить там профессиональную подготовку, а не делать упор на альтернативную службу. Руководители лесничеств, которых я знаю, отнеслись к этой инициативе скептически. Профессионалов надо готовить везде. От некомпетентных людей в любой области страдать будет в конечном счете государство», — считает член Комиссии по экологическому благополучию при Общественной палате Антон Хлынов.
В лесничествах сейчас действительно серьезный дефицит кадров и проблемы. Многие склоняются к тому, что причина лесных пожаров во многом связана именно с этим. Долгое время именно профессиональные лесники контролировали рубку леса, занимались санитарной обработкой и тушили пожары. После реформы Лесного кодекса в 2006 году леса передали арендаторам, а лесничих, как и их полномочия, сократили.
Новый Лесной кодекс ослабил контроль над лесами, упростил доступ частников к природному ресурсу. Основная надзорная функция была передана регионам. Но следить за порядком в лесах некому, людей катастрофически не хватает, как и финансирования на местах. Лесников, что называется, уничтожили. По информации Рослесхоза, для обеспечения патрулирования лесов в соответствии с нормативами, установленными Минприроды, необходимо на 19 тыс. увеличить число инспекторов. «В настоящее время инспекторский состав региональных органов власти не способен в полной мере обеспечить пожарную безопасность, — сообщают в пресс-службе Генпрокуратуры.
«Прикрыть» все эти проблемы «альтернативниками» попытаться конечно можно, но едва ли это решит все проблемы в лесной отрасли. А тушить лесные пожары ведрами воды — миссия невыполнимая. Да и опасная для жизни.
Военные относятся в этой мере не менее скептически.
«Лесные пожары — следствие непродуманной реформы лесного хозяйства, и „альтернативниками“ эту брешь не закрыть и все проблемы не решить, — считает генерал-лейтенант МВД Александр Михайлов. — В целом к альтернативной службе я отношусь позитивно, но вот чем это обернется в текущей ситуации? Возможно, это создаст дополнительные рабочие места или закроет ту „брешь“, которую сейчас закрывают гастарбайтеры. Возможно, удастся остановить от отъезда часть уклонистов. Но, если честно, „альтернативную службу“ несут, как правило, те, кто в армии и не нужен».
В тех, кто готов нести альтернативную службу, уже высказали заинтересованность некоторые регионы. Как известно, в 12 российских республиках — Марий Эл, Чувашии, Забайкальском, Красноярском, Хабаровском краях, Амурской, Волгоградской, Иркутской, Омской, Пензенской, Рязанской, Тверской областях — не всегда успешно организовывали мероприятия по ликвидации лесных пожаров, поэтому там надеются на тех, кто выберет альтернативную службу.
«Очень важно, чтобы решение вопроса альтернативной службы основывалось на потребностях рынка труда конкретного региона, где проживает призывник. А для этого каждый субъект должен проанализировать ситуацию в этой сфере и выйти к правительству с конкретными предложениями: где и каким государственным, региональным, муниципальным службам требуются кадры, в каком количестве. Скажем, где-то нужны дополнительные руки в сфере ЖКХ, значит, гражданина именно туда и нужно направлять. А где-то у социальных учреждений есть потребность в помощниках — пусть „альтернативщиков“ распределяют туда. То есть ключевой вопрос здесь — потребность регионов», — заявил «НИ» председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Ярослав Нилов.
Вопросы альтернативной службы, будь то гражданская или военная, определены федеральным законодательством, а конкретный перечень профессий утверждает Минтруд. Также стоит иметь в виду, что на альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только те граждане, которые признаны годными к военной службе или годны к ней с незначительными ограничениями. Но проходят альтернативную службу, как правило, за пределами территории, на которой человек постоянно проживает. «Плюсы» и «минусы» всего этого каждый определяет сам.