Восполнить убыль населения страны мигрантами из Африки на полном серьезе предложили эксперты «Валдайского клуба» в своем докладе. Для этого следует всего лишь адаптировать законодательство, чтобы начать массовый прием беженцев из Африки, сказал ведущий научный сотрудник Института народохозяйственного прогнозирования РАН Дмитрий Полетаев.
Беспокойство экспертов можно понять, если вспомнить, что нынешний уровень рождаемости в стране — 8,5 ребенка на 1 тысячу человек — занял предпоследнее место в современной истории России, он был ниже (8,3) только единожды — в 1999 году. Естественная же убыль населения за прошлый год составила 236,7 тысячи, а за пять последних лет — 2,9 млн человек! Не улучшает ситуацию и военный конфликт в Украине, который спровоцировал не только боевые потери, но и бегство за рубеж сотен тысяч россиян.
Такими темпами, по расчетам экспертов Института демографии им. А. Г. Вишневского НИУ ВШЭ численность постоянного населения РФ к концу этого века сократится на 80 миллионов человек, и составит к 2100 году 67,4 млн человек, то есть выйдет на уровень первой половины XIX века, и станет ниже, чем сегодня в Таиланде (69,6 млн человек), Франции (68,9 млн) или Танзании (67,9 млн).
Это если не будет притока мигрантов, чем как раз и озаботились в Валдайском клубе.
По их данным миграция из стран Африки в Россию сегодня весьма незначительна: в 2022 году в нашей стране легально находилось 38.885 африканцев. Только 1338 из них имели разрешения на временное проживание, 1994 — виды на жительство, 319 — разрешения на работу, 874 — получили гражданство, а обучались — 34360 африканцев.
Свой расчет на «африканское пополнение» эксперты построили на то, что доля населения Африки моложе 15 лет составляла в 2021 году 40%, а младше 25 лет — более половины. К 2030 году численность молодых людей «в студенческом возрасте» достигнет 321 млн, а к 2050 году — 840 млн человек! Куда же их всех девать на континенте, где и сегодня люди массово страдают от недоедания, не говоря уж о различных эпидемиях? Конечно же, в бескрайнюю Россию!
Однако, все не так оптимистично, как кажется на первый взгляд.
Эксперты-африканисты отмечают, что потоки беженцев с этого континента пока Россию не задевают, да и сама миграционная политика нашей страны пока не видит вынужденных мигрантов из Африки как категорию, перспективную для оседания в России.
По официальной статистике, ежегодно в России статус беженца получают десятки человек и среди них почти нет африканцев. Поэтому для тех вынужденных мигрантов из Африки, что могли бы прибывать в Россию, возможности обретения гражданства через статус беженца затруднены.
Еще одна причина — «стеклянные стены»: отношение к африканцам в России неоднозначное — это отчасти является наследием советского времени, когда дружба с Африкой повсеместно провозглашалась, но абсолютное большинство советских граждан никогда не имели опыта реального взаимодействия с ними. Дружба с Африкой оставалась отвлечённым понятием для рядового гражданина СССР. И когда общение с выходцами из Африки всё-таки происходило, помимо вполне естественного любопытства порой проявлялась бытовая ксенофобия. Такое положение отчасти сохраняется и до сегодняшнего времени.
Кстати, россияне, работавшие в Африке, отмечают тайную ксенофобию своих соотечественников, которая проявляется вполне экзотически. Так, внешне дружеские отношения меркнут на фоне того, что между собой они называют африканцев и «угольками», и «кондратами», и «загорелыми»… И все это на фоне того, что африканец Пушкин до сих пор зовется — «наше все».
Причина прохладного отношения россиян к африканцам ещё и в том, что меры по адаптации к пребыванию африканцев в российском обществе не имеют комплексного характера. Также это объяснимо слабым знакомством с культурой Африканского континента, отсутствием комплексной и периодической информации об Африке в российских СМИ.
Сами же россияне тоже не слишком оптимистично относятся к этой перспективе. В социальных сетях они так комментируют инициативу:
— Это всё отлично, и мы любим африканцев, и они нас, но это потому, что живём на разных континентах и не имеем общих границ
— Болтовня очередная. Россия ничего не делает для русских переезжантов из Казахстана, куда там африканцев «адаптировать».
— Статус беженца вообще очень сложно получить в России, т. е. по факту африканцев, которые нуждаются в этом статусе, больше (в разы?), чем успешных заявок. Насколько я знаю от представителей диаспор — очень много проблем с трудоустройством, в том числе у тех, кто заканчивает российские вузы и даже имеет ВНЖ — в том числе потому, что, действительно, бытовую ксенофобию никто не отменял.
— Пока африканцы не стали проблемой, как станут — власти может зашевелятся. Это все не так просто — нужно открывать языковые курсы, трудоустраивать — интересно посмотреть статистику по трудоустройству, кем африканцы работают. Некоторые языки, танцы преподают, а основная масса как будто раздает листовки…
— Знаете, я работаю в музее и делаю выставки африканского искусства — в книге отзывов только очень теплая реакция, людям интересно, и ни одного негативного комментария об африканцах я в отзывах не видела. Так что не всё мрачно.
— Такое ощущение, что пока африканское готовы видеть только в музеях, а не в реальной жизни)) и, наверное, это действительно связано со стереотипами — болезни, бедность, лень. А стереотипы порождает отсутствие информации. Если проанализировать СМИ — то большинство информации из Африки про болезни, ЧП, взрывы, террористические атаки… Очень мало позитива.