Posted 18 июля 2023,, 21:00

Published 18 июля 2023,, 21:00

Modified 19 июля 2023,, 10:25

Updated 19 июля 2023,, 10:25

Экспозиция художественной галереи Костромы

Формализм, зоопарк и троллейбусы: зачем уничтожают галерею в Костроме

18 июля 2023, 21:00
Фото: Appeal.org
Экспозиция художественной галереи Костромы
Директор муниципальной галереи Костромы Вера Прямикова узнала о том, что созданный ею художественный городской музей технически передают в область, а фактически закрывают, совершенно случайно — кто-то из чиновников городской администрации оставил её в рассылке. Для искусствоведа это был шок.

Елена Петрова, Анна Скудаева, Наталья Сейбиль

Не по адресу

О том, что художественная галерея, которую её директор Вера Прямикова создавала в Костроме в течение трех десятков лет, должна поменять хозяев, она узнала совершенно случайно. 7 июня к ней на электронную почту пришла копия письма, которое было адресовано начальнику комитета по образованию, культуре, спорту и работе с молодежью. Из него она узнала, что администрация города Кострома передает имущественный комплекс художественной галереи из муниципальной в государственную собственность Костромской области. Вера Павловна ничего об этих планах не знала. Для неё оно стало как гром среди ясного неба:

— Мне прислали это письмо ошибочно. А потом вызвали в комитет к руководителю и сказали, что такой вопрос стоит на повестке и будет заслушиваться на заседании городской думы. Я задавала массу вопросов. Кто инициатор, какова причина передачи, какие претензии к работе галереи, с какой целью передаётся муниципальная собственность в область? Ни на один вопрос я не получила внятного ответа. 29 июня меня пригласили на совещание в департамент культуры Костромской области. Обсуждался вопрос о передаче имущества галереи, обсуждали детали. Присутствовали представители бухгалтерии, юристы. Они разговаривали только об этом.

Словом, все выглядело как дело решенное — для всех присутствовавших, кроме директора галереи.

Почему муниципальная галерея — уникальное явление для русской провинции

Вера Павловна Прямикова пришла работать в муниципальную галерею, когда там не было ничего, кроме грязных стен, рассказывает доктор культурологии, профессор кафедры истории Костромского государственного университета Ирина Едошина.

— За 27 лет они создали очень многое: собрана коллекция современной живописи, регулярно проходят выставки художников Костромы и других городов. Уникальность собранной коллекции в том, что она отражает современный художественный процесс. Это в основном работы художников второй половины 20 и начала 21 века. Такие галереи, конечно же, есть в Москве, но в ближайших городах, например, Ярославле, гораздо более крупном городе, таких галерей нет.

За три десятилетия команде Веры Павловны удалось создать не просто выставочное пространство, а любимый горожанами культурный центр, которым они гордятся. Художники и меценаты передавали галереи дары. Так создалась коллекция, насчитывающая 3000 работ. В областном художественном музее, у которого есть филиалы по Костромской области, каталога нет, а муниципальная галерея издала двухтомный каталог своей коллекции. Николай Сорокин, кандидат исторических наук, независимый депутат Думы города Костромы, председатель Костромского областного отделения ВООПИК не устаёт восхищаться деятельности команды подвижников:

Экспозиция выставки Владимира Смирнова
Видео: Анна Скудаева

— Это фактически полноценный музей, который имеет, кроме выставок, и свои фонды, ведёт научную и издательскую деятельность. Они издают и каталоги выставок, и даже свою газету. В галерее регулярно проводятся просветительские мероприятия, лектории, различные мастер-классы для детей. Проводятся обмены выставками. Недавно в галерее проходила выставка из собрания музея в Абрамцеве, часть собрания художественной галереи сейчас экспонируется в одном из самых престижных выставочных залов Москвы — ГЭС-2.

Вера Павловна гордится своей галереей. В её коллекции есть уникальное наследие скульптора, художника и поэта Владимира Смирнова, которое высоко ценится специалистами Третьяковской галереи и Русского музея. Музей хранит 100 гипсовых скульптур Смирнова. Гипс — материал чрезвычайно хрупкий, поэтому Вера Павловна собрала деньги благотворителей, то, что они заработали сами, получила финансирование городского бюджета. На них удалось отлить 16 работ Смирнова в бронзе.

— В собрании много живописных работ как костромских художников, так и народных художников России из других городов. Есть полотна таких столпов российского искусства как Андронов, Егоршина, Андрей Васнецов, Клара Голицына — имена, вызывающие уважение у всех ценителей современной живописи, — рассказывает директор.

Коллекция галереи сильно отличается от того, что люди, любящие искусство, обычно встречают в провинциальных музеях. Никаких исконно-посконных мотивов «а ля рюс» с самоварами и березками. Вместо этого — разнообразная и очень современная палитра работ с середины 20-го века до наших дней. Профессор Едошина хорошо понимает, чем Костромская галерея так выделяется на общем фоне:

— Конечно, поскольку речь идёт о современных работах, они бывают очень острыми, они могут быть не близкими каждому посетителю. Пространство провинциальное не очень органично для такой галереи, поэтому у неё узкий круг любителей, «страшно далёких от народа». Но это не означает, что такая галерея, такое искусство не должно существовать. Сотрудники предоставляют свои залы костромским художникам, подчас чуждым эстетике галереи. Чтобы не создавать конфликтных ситуаций, Вера Павловна открывает свои залы этим мастерам, включает их выставки в план работы.

Зачем области ещё один музей?

После приснопамятного письма Веру Прямикову вызвали на совещание в областном департаменте культуры. Совещание проводилось для того, чтобы обсудить, в какие сроки должна передаваться галерея. Вера Павловна пришла туда со своей заместительницей:

— К нам ни разу никто даже не обратился. Ни одного вопроса. Они подписали дорожную карту, как это всё будет происходить. И собрались закрывать совещание. Но я встала и сказала, что вопросы есть у меня. Ни на один вопрос ответа не было, но последовали заверения, что всё будет лучше. Например, будет собственная бухгалтерия. Я сказала, что по сути все эти действия — разрушение музея, который создавался на протяжении 27 лет. Единственный городской музей.

Например, коллекция галереи зарегистрирована в музейном фонде и государственном каталоге РФ. Когда Прямикова об этом рассказала, в зале повисла пауза. Никто из присутствовавших не только не знал об этом, но и даже не представлял, что с этим делать.

— Я объяснила, что для передачи коллекции необходимо поставить в известность Министерство культуры РФ. Музейные коллекции, зарегистрированные в музейном фонде, находятся под охраной закона о музейном фонде России. Во всех документах, в дорожной карте, нигде не фигурирует слово «коллекция». Её как бы и нет.

Открыто о том, почему муниципальную галерею хочет забрать область, никто не говорит. Чтобы отдать её Костромскому отделению союза художников? Но у них есть и свое здание, и свой выставочный зал. «Есть союз художников России, есть творческий союз художников, есть другие ассоциации. Много разных творческих организаций. Почему мы должны отдать муниципальную собственность в ведение одной творческой организации? Непонятно», — недоумевает городской депутат Николай Сорокин.

То, что сейчас обсуждает администрация, делается за кулисами и без участия общественности и депутатов.

Марина Назина, директор департамента культуры Костромской области, после нескольких уточняющих вопросов «НИ» рассказала, что все делается для улучшения:

— Галерея существует 27 лет, выставки проходят не только костромских художников, залы предоставляются всем желающим. Почему решение принималось кулуарно? Жители переживают за коллекцию.

— Никакие коллекции при передаче не пострадают. Вопрос решается с администрацией города Костромы. Обратитесь в администрацию города Костромы. Всё делается для улучшения, для укрепления этого учреждения. Создание отдельного юридического лица областного значения.

Леонора Аметова, исполняющая обязанности руководителя Комитета по образованию, культуре, спорту и работе с молодёжью администрации города Костромы, ничего внятного «НИ» тоже сказать не могла:

— Это решение главы города?

— Вы спрашиваете у рядового сотрудника управления культуры. Рядового сотрудника! Я консультант. Я галереей не занимаюсь. Мои заведения — зоопарк и камерный театр.

— Кто занимается галереей?

— Такой же рядовой сотрудник как я, который не принимает никаких решений. Пишите запрос. Получите ответ в установленный срок.

Никакого ответа редакция, конечно, не получила.

Формализм и Флоренский

Муниципальная галерея создавалась при поддержке предыдущего мэра Костромы Коробова, который понимал и ценил искусство, в том числе, современное. Он помогал галерее, как мог. Нынешнее руководство города и области не заинтересовано в том, чтобы сохранить галерею. Ирина Едошина входит в совет по культуре при губернаторе. Но и там этот вопрос о судьбе галереи не обсуждался. Основная версия, которая ходит в городе среди любителей искусства — на помещение положила глаз местная художница, которая ещё и дружит с мэром:

— Если живёшь в небольшом городе, небольшом пространстве, ты понимаешь, что есть вещи, о которых никто не говорит, но все понимают, почему они происходят. По слухам, которые ходят в городе, галерею возможно передадут академику живописи Ирине Рыбаковой. Я уверена, если вы спросите художницу Рыбакову, она сделает вид, что ничего не знает, ни в чём не признается открыто. А потом поставит своего сына директором… Невестка Рыбаковой — моя бывшая аспирантка, защищала у меня кандидатскую диссертацию. Она владеет иностранными языками. До февраля 2022 года они с Рыбаковой по полгода жили в Америке и продавали там её работы. А теперь за границу не поедешь. Где-то надо развешивать картины, продавать их. Почему не в своей галерее?

Почему судьба галереи решается тайно? Почему не было общественного обсуждения? Почему, наконец, город отказывается от многомиллионного достояния? При всей любви к родной природе и ставенькам у любого другого провинциального города в России таких ценных активов просто нет. А тут щедрой рукой все отдается в область.

Ирина Едошина говорит:

— В прошлом году мэр открывал в Костроме памятную доску, посвящённую Флоренскому. Я не понимаю, как одной рукой можно открывать доску Флоренскому, убитому властью, а другой рукой делать то же самое — убивать то, что не ты создал, уничтожать художественную ценность. Как можно это делать. Кстати, Флоренский, в своих рассуждениях о реализме писал: если всё как в жизни, это иллюзия, неправда. Всегда живой лист будет лучше нарисованного. Искусство должно не создавать иллюзии, а передавать миропонимание, мироощущение. Вот это искусство.

При чем здесь троллейбусы

Николай Сорокин входит в комиссии по социальным вопросам и местному самоуправлению Городской Думы Костромы. Это как раз те самые комиссии, которые должны рассматривать этот вопрос. Никакого рассмотрения в местной Думе не было. На глазах депутатов подобное произошло со знаменитыми костромскими троллейбусами. Троллейбусное управление муниципалитет передал на областной уровень. Как только это случилось, его ликвидировали, и с 1 июля троллейбусы в Костроме не ходят. Жители обратились в Следком к Бастрыкину, рассказал депутат:

— Я говорю об этом, потому что вижу явную параллель: было троллейбусное управление, его передали на областной уровень, троллейбусного движения в Костроме больше нет. Я полагаю, что ситуация с муниципальной галереей тоже может пойти по этому пути. Её передадут на областной уровень, и она закончит своё существование. Галерея — это не просто стены, мебель и экспонаты, коллекция, общей стоимостью более 50 млн рублей. Это ещё и коллектив, созданный Верой Прямиковой. У неё небольшая, но очень профессиональная команда. Понятно, что их там не оставят.

Вера Павловна очень обеспокоена, и понять её можно — рушится дело её жизни, но не только:

— Говорят, что всё будет как прежде. Но муниципальная художественная галерея исчезнет с карты города. Будет совершенно новое образование. А чем оно займётся? Не говорят. Но слухами земля полнится… Я очень обеспокоена. Я музейщик со стажем 37 лет, искусствовед. Кому нужна наша коллекция, кроме нас? У нас сейчас выстроена экспозиция костромских художников из собрания галереи, которая пользуется сумасшедшим успехом у зрителей. Часть наших работ экспонируется в Москве, в ГЭС-2.

Сотрудникам ничего не говорят. Их тоже «передают» как музейный комплекс.

Главное обвинение в адрес галереи — что это не реализм и не русское искусство, говорит доктор искусствоведения Ирина Едошина. Губернатор Ситников, к которому также обратились «НИ» и который не нашел времени ответить на наши вопросы, в одном из выступлений намекнул, что он предпочитает «русское классическое искусство». Таких любителей в советской и российской политике было немало. Чего стоит одна «бульдозерная выставка», которую снесли по приказу Брежнева, потому что выставляемые работы были, по его мнению, недостаточно реалистичными. А произведения Зураба Церетели, который, по слухам, патронирует костромскую художницу со связями и с видами на помещение муниципальной галереи, стоят по всей Москве при поддержке бывшего мэра Лужкова. Ирина Едошина предупреждает:

— Если коллекцию передадут областному художественному музею, то там она и пропадёт. Недавно музей слили с музеем Ипатьевского монастыря. У них ещё те коллекции не разобраны. И ещё несколько филиалов в области. Коллекцию разделят и пропадёт целостное собрание. Им не нужны эти работы. Главное обвинение — это не реализм, это не русское искусство. Тлетворное влияние и далее по списку.

Депутат Сорокин надеется на губернатора. Ведь спас же он пруд в Костроме, который хотели закопать. Жалко, что галерея — не пруд.

"